Критерии, которые позволяют гоночному треку находиться в списке «десяти лучших», зачастую те же самые, что возводят его в список «десяти самых опасных». Пилотов и автопроизводителей, финансирующих автоспорт, притягивает борьба со сложнейшими поворотами и укрощение быстрейших прямых, а мы, зрители, с замиранием сердца следим за их попытками. Однако жертвы всегда отрезвляют и демонстрируют ту высокую цену, которую с течением времени взыскивает автоспорт. Речь идет о жизнях не только таких профессионалов, как Айртон Сенна, но и многих невинных зрителей на трибунах, механиков и маршалов. Более чем вековая история автогонок сузила список трасс, где небезопасно, до истинно великих – Ле-Ман, Монца, Нюрбургринг, Дайтона, Индианаполис... Естественно, участники этого небольшого рейтинга за свою историю унесли достаточно жизней. Однако вы удивитесь, насколько серьезно впереди находится «номер один» в этом печальном списке...
Мы говорим о ежегодной мотогонке ТТ (Tourist Trophy), проходящей на британском острове Мэн. Соревнования там завершились буквально полтора месяца назад и зафиксировали 4 очередных фатальных случая. Всего же, начиная с 1911 года, запротоколировано 252 погибших. В том же 1911 году в этом престижном марафоне начали выступать мотоциклы немецкой марки NSU и были там весьма успешны. Впоследствии в 60-х годах в честь этой гонки получили свои имена автомобили NSU 1000ТТ, NSU 1200ТТ и TTS, по образу и подобию которых, кстати, был создан советский ЗАЗ 968 А. Со временем NSU был поглощен «Фольксвагеном» и слился с Auto Union. Сегодня мы называем этот институт легко и просто: Audi. В 1998 году Audi решил выпустить идеологического наследника вышеупомянутых моделей NSU. С именем мудрить не стали, и на свет появился Audi ТТ. Правда, есть и более прозаичная версия расшифровки – Технологии и Традиции, но нам она нравится куда меньше...
На ранние Audi ТТ каким-то образом наложилось проклятье печально известного островного трека, так как эти модели то и дело попадали в серьезные аварии на европейских дорогах. Со слов свидетелей, ДТП происходили на скоростях по ту сторону 180 км/ч во время резких перестроений и безрассудных входов в поворот. Не самый приятный повод мелькать в новостных сводках! Однако ТТ выдержал это мимолетное испытание и до сих пор в игре. Удерживаясь на конвейере неприлично долго (каждое поколение по 8 лет), эта модель продолжает быть главной достопримечательностью венгерского города с безобидным для этого сложнейшего языка названием Дьер.
В мировом сообществе как-то не очень понимают эту модель. Мол, зачем нужен ТТ, если Audi успешно продает А3/S3 и А5/S5? Этот нишевый сегмент, созданный в конце 90-х, застоялся и нуждается в тотальной реструктуризации. Последние лет пять Audi ТТ вместе с BMW Z4 и Mercedes SLK (недавно сменившим номенклатуру на SLC) подключены к аппарату жизнеобеспечения. При этом Audi настойчиво продолжал дразнить фанатов потрясающими концептами Sport Quattro, сея надежду на нечто вроде карликового R8. И вот в Интернет просочился первый скетч. Толпа насторожилась. И вот Женева! И вот дебют никакого не мини-R8, а самого натурального нового поколения ТТ, почти неотличимого от предшественника! В этот момент в любой точке Земли можно было поднести ухо к колонкам и услышать цифровой вселенский вздох разочарования. Неужели новый ТТ настолько бесполезен? Как оказалось, напротив, очень даже полезен!
Наиболее уважаемое энтузиастами первое поколение ТТ было настоящей иконой стиля. Однако Audi не интересовал одноразовый хит. Компания нацелилась на долгосрочную перспективу, а для этого нужно постоянно «подбрасывать дровишки в огонь». Audi ТТ придерживается подхода Porsche 911 – не революции, а эволюции. Porsche давно понял, что изменения ради изменений совсем необязательны. Для ТТ это тоже стало нормой, хотя уровень авторитета этих двух моделей несопоставим. На самом деле новый ТТ отличается от предыдущего примерно на 95%, но визуально кажется, что не более, чем на 40. Нужно всматриваться в каждую деталь, чтобы увидеть эту самую эволюцию. Многое кажется знакомым – и линия крыши, и колесные арки, и лючок топливозаправочной горловины, и сдвинутые к центру глушители. Однако лицо автомобиля стало более угловатым, более кибернетическим. К сожалению, эта модель всегда будет бороться за право восприниматься всерьез из-за дизайнерских компромиссов и... платформы.
ТТ базируется на той же самой модульной платформе MQB, что и Volkswagen Golf, Skoda Octavia, Seat Leon и так далее. Длина осталась той же самой, а колесная база выросла на 4 сантиметра. Новый ТТ ненамного тяжелее своего предшественника, зато кузов благодаря новым компонентам на 25% жестче. Те, кто говорят, что ТТ – это Golf GTI в карнавальном костюме, очень далеки от истины. Хотя бы потому, что ТТ имеет преимущественно алюминиевую конструкцию, а Golf предпочитает старую-добрую сталь. Войны между приверженцами купе и адептами горячих хэтчбеков будут продолжаться вечно, и о том, какое место в этом первозданном хаосе занимает ТТ, мы поговорим чуть позже. А пока несколько слов о действительно гениальной штуке, за которую ТТ можно простить абсолютно все!
Речь идет о так называемом "Виртуальном Кокпите" – рабочем и развлекательном пространстве, организованном вокруг водителя. Наконец-то мы вернулись к интерьерам с эстетическим подтекстом. Наконец-то мы по-достоинству можем оценить творческий минимализм! Наконец-то ушли прочь все эти "айпадоподобные" опухоли, торчащие из центральной консоли — во время теста мы ни капли по ним не тосковали!!! Audi просто взял виртуальный совок и аккуратно подмел все эти дисплеи и бесчисленные клавиши, оставив только самые важные. Все функции теперь сосредоточены в водительском информационном кластере на приборной панели. На экран, который сам по себе является произведением искусства, наряду с цифровыми спидометром и тахометром (клавишей View на руле их можно уменьшать ради прочих забав) выводятся карты, аудиотреки, диагностика и бог знает что еще. Кроме того, управление климатом филигранно имплантировано в центры воздуховодов. Очень современный и уникальный ход! Вообще "Виртуальный Кокпит" видится нам более технологически продвинутым решением, чем что бы то ни было еще. Только вот пассажиры его не оценят, ведь они исключаются из всех процессов. Знание – сила! И то, и другое теперь у водителя. Данная инновация постепенно распространится по всей модельной линейке Audi, что доставит конкурентам определенную боль в определенном месте.
Шарлотта Цукунфт, векторно-растровый дизайнер. Умеет умножать в столбик римские цифры.
Мой сосед сверху, адвокат, ездит на Audi S5. Мой сосед снизу, пилот самолета, ездит на Audi RS Q3. Мой сосед сбоку, безработный, ездит на Audi R8. Глупцы! Что может быть лучше, чем желтый ТТ с сиденьями, покрытыми алькантарой? Это сгусток материи, которую отцифровали и сложили в наши головы! Это образ, сошедший с полотен живописцев эпохи индустриализации! Это пожар и живительная влага! В последнее время меня очень заинтересовала проблематика руля со скошенной нижней кромкой, с которым в автомобильном мире приходится сталкиваться все чаще и чаще. Когда уже кто-нибудь наконец проведет исследование о преимуществах и недостатках такой концепции по сравнению с круглой? Если судить по ощущениям, то он гораздо приятнее, и близок тот момент, когда верхняя часть также станет усеченной. Ещё одной необычной идеей стала реализация процесса ввода пользовательских данных в систему. При наборе адреса пункта назначения в меню навигационной системы вместо банального выбора буковок на экране вы можете прямо от руки записывать их на кругляшке контроллера, которым обычно переключаете пункты меню. Если ваш почерк достаточно разборчив и каллиграфичен (как у меня), система распознает указанный символ практически безошибочно. Для тех бедняг, кто пишет как курица лапой, конечно же есть и традиционный ввод. Но сам по себе шаг навстречу более прямому и несравненно более быстрому общению человека с автомобильным компьютером сделан!
Двухлитровый поперечно расположенный двигатель с непосредственным впрыском выдает 230 л. с. и 370 Нм крутящего момента. Он работает в паре с 6-ступенчатой трансмиссией с двумя сцеплениями S-Tronic. Благодаря системе полного привода Quattro нового поколения все эти цифры циркулируют от передней оси к задней и обратно в разных пропорциях. Датчики в каждом колесе считывают информацию о сцеплении с дорогой сотни раз в секунду, и в режиме Dynamic до 100% мощности может быть направлено на переднюю или заднюю ось, а это означает, что в определенных обстоятельствах ТТ становится принудительно заднеприводной и в состоянии крутить «пончики». Спринт до 100 км/ч купе проходит за невероятные 5,3 секунды. Те, кому это кажется неубедительным, могут присмотреться к Ауди ТТS, в котором на целых 80 л. с. и почему-то всего лишь на 10 Нм больше. Усиленные клапаны, алюминиевые поршни, шатуны с новыми подшипниками, коленвал и высокопроизводительный интеркулер помогают снять с этого времени еще 0,7 секунды. А ведь есть еще 400-сильный ТТ RS! Одним словом, ТТ не нужно воспринимать как милую круглую игрушку.
Ко всему прочему ТТ обладает еще и породистым звуком. Видите ли, если с водительского сиденья вы не слышите откровенного сочного вдохновляющего рычания, то кажется, что какая-то частичка процесса вождения неминуемо теряется. К сожалению, звучание на многих сегодняшних перфоманс-моделях с турбированными моторами или с высокой степенью сжатия нельзя назвать очень уж приятным. В Audi пошли на хитрость. Инженеры долго изучали подводные лодки, мембраны, диафрагмы и прочие неведомые простому смертному акустические составляющие, чтобы изобрести так называемый звуковой актуатор, который и наполняет салон сочным рокотом. Да, он сочится не из выхлопных труб, а из специального динамика, и фальшив как 200-рублевая купюра, но разве для начинающего автоэнтузиаста это имеет значение? И кстати, немцы в белоснежных докторских костюмах, ответственные за эту штуковину, утверждают, что настоящий звук мотора – это 80% того, что вы слышите. С помощью актуатора он просто направлен по правильным каналам. Хорошо, что у инженеров хватило ума не имитировать V8, V10 или V12. Это по-прежнему 4 цилиндра! Это ТТ! Это Audi!
Стигуан, апокалиптический спиди-гонщик. Запатентовал сверхлегкий гоночный костюм из паутины.
У одного моего знакомого есть Ford Mustang GT, а у его жены ТТ. Когда они едут вместе по одному маршруту, она приезжает в точку назначения на полчаса раньше. Поверьте: приставок «псевдо» в этой машине нет. Хороший спорткар определяется отнюдь не ценником и не количеством лошадиных сил. Audi ТТ едет, как завещал дедушка Ленин! Он буквально сжимает асфальт в объятиях! Автомобиль невероятно сбалансированный, рулевое управление в режиме Dynamic точное и без лишней электронной опеки, коробка передач не медлит ни секунды, а полный привод Quattro доставляет мощность тогда и туда, когда и куда нужно! Ну и конечно громкие отстрелы выхлопа при переключениях напоминают, что вождение существует ради удовольствия!
Линейка Volkswagen Group в сегменте быстрых автомобилей в последнее время стала крайне насыщенной. Активно передвигаться позволят вам автомобили совершенно разных конфигураций – от Golf GTI и Golf R до Audi S3, RS6, R8, и от парочки Bentley до хардкоровых Lamborghini. Ну и конечно эталонные Porsche. Однако если финансово вы немного стеснены, а Golf кажется вам слишком обыденным, куда направится ваш взгляд? Туда, где есть стиль, изысканность и качество материалов. Конечно ТТ ни при каких сценариях не сможет расстроить Porsche Cayman, но он в значительной степени более драйверский автомобиль, чем провожаемый на пенсию Z4. К тому же, никто и не причисляет ТТ к чистым спорткарам. Это скорее гран-туризмо, ведь спустя 200 км непрерывной езды на Porsche 911 вы будете искать свой позвоночник в нагрудном кармане, а ТТ позволит вам проехать в три раза дольше без видимых проблем.
Цены на ТТ в России начинаются с 2,2 млн рублей. Как только вы начнете ставить галочки напротив опций типа пакета S-line, ТТ в мгновение ока перестанет быть доступным. Это не Porsche, но похоже, что они пользуются калькуляторами одной фирмы. Альтернатива ТТ на российском рынке представлена весьма скудно. У нас нет ни Peugeot RCZ, ни Nissan 370Z, ни пони-каров Ford Mustang и Chevrolet Camaro (новое поколение уже едет к нам), которые также проповедуют посадочную формулу 2+2, ни гипотетического ЗАЗ 968 А образца XXI века – того самого, который был списан с NSU ТТ. Ауди ТТ показался очень недооцененным автомобилем. Его всегда преследовали клише, в нем всегда находили только претензии на спорт, но каждый, кто хоть раз опробует машину в деле, уже никогда не назовет ее «автомобилем для парикмахеров» или «Гольфом» с забавной топливозаправочной горловиной.
Благодарим компанию Audi Россия, команду Raiden и лично Александра Гордиенко за предоставленный автомобиль, а также Наталью Корченкову и Николая Грушичева за помощь в подготовке материала.
Антон Ковалев
Добавить комментарий