Рейтинг@Mail.ru
Читайте нас в Дзене: zen.yandex.ru/autoutro zen.yandex.ru/id/5ac2783fdcaf8ec068a940dd
Главная / Обзор / Узи Ниссан боролся с Nissan 8 лет. Он выиграл, но проиграл

Узи Ниссан боролся с Nissan 8 лет. Он выиграл, но проиграл

Узи Ниссан боролся с Nissan 8 лет. Он выиграл, но проиграл

Автомобильную компанию Nissan никогда не волновало, кто такой Узи Ниссан. Она просто хотела отобрать у него кое-что важное

Автомобильную компанию Nissan никогда не волновало, кто такой Узи Ниссан. Она просто хотела отобрать у него кое-что важное: доменное имя nissan.com, которое он зарегистрировал для своего небольшого бизнеса (розничной торговли компьютерами) в 1994 году. В итоге Nissan предъявил Ниссану иск на 10 млн долларов. Когда оба Ниссана развязали войну, победу в ней в итоге одержал Узи. Но в процессе он потерял все...

Если вы посетите сайт nissan.com в надежде увидеть презентацию последней линейки Nissan, то вас ждет настоящий шок. Вы окажетесь в маленьком уголке глобальной сети, принадлежащем Узи Ниссану. Многие годы своей жизни он потратил на борьбу с самой большой автомобильной компанией на планете.

На этой странице вы увидите непревзойденный веб-дизайн 90-х с выпуклыми кнопками, минимум рекламы, перечеркнутые логотипы Nissan и непосредственно логотипы Nissan Computer, напоминающие тисненную визитную карточку.

Мы постепенно окунаемся в историю процесса «Ниссан против Ниссана» – эпохального события давно минувших дней. На nissan.com побывали миллионы людей. Согласно судебным протоколам, в рекордный месяц его посетили 500 000 человек. Если вы изучите сайт досконально, вы найдете кучу статей о судебном деле Nissan Motor vs. Nissan Computer. Его рассматривают в бизнес-школах и юридических вузах, как один из самых заметных случаев из эпохи доменного пузыря.

Мудрость гласит: прежде чем придумывать имя бизнесу, убедитесь, что соответствующий домен не занят. А в юридических школах учат, что даже маленький человек может победить огромную компанию. Хотя если спросить самого Узи, то он вовсе не уверен, что победил...

Все началось с телефонного звонка в октябре 1999 года... Однако прежде нужно рассказать о самом Узи. Он организовал свой первый бизнес в Америке всего через несколько месяцев после иммиграции из Израиля в 1980 году. Он работал в авторемонтной мастерской, а несколько недель спустя открыл свою собственную. Он многому научился у своих друзей-механиков, когда служил в израильских вооруженных силах: «Я всегда хорошо работал руками».

Nissan Computer стал уже третьим его бизнесом, и в каждом предыдущем тоже фигурировала его фамилия. От ремонта автомобилей (Nissan Foreign Car) он перешел к компьютерным комплектующим (Nissan International), а когда другие местные компании из Северной Каролины перестали у него закупаться, то занялся непосредственно розничной продажей компьютеров:

Они по-прежнему закупались в Калифорнии, Атланте и Нью-Йорке, поэтому я сказал себе: раз не хотите работать со мной, будете работать против меня. 

Узи был достаточно прогрессивным человеком, поэтому неудивительно, что он рано начал заботиться о присутствии своего бизнеса в глобальной паутине. Nissan Computer получил онлайн-страничку в 1994 году. «Большинство людей тогда не думали, что из Интернета будет хоть какой-то толк».

Когда Узи открывал первые магазины под своим именем, Nissan Motor Company еще импортировал свои машины в США под брендом Datsun. Модели начали переключаться на имя Nissan в 1983 году, а Datsun был полностью упразднен лишь в 1985 году. В промежутке существовал двойной брендинг Datsun by Nissan. Говорят, что этот неуклюжий переход с одного имени на другое обошелся тогда в 30 млн долларов.

Также важно отметить, что Ниссан-человек и Ниссан-автомобиль фактически имеют разные имена. Это всего-навсего лингвистическое совпадение. Nissan – это расхожее слово в иврите и в арабском языке и очень распространенная еврейская фамилия. А другой Nissan – это аббревиатура названия компании из 30-х годов Nihon Sangyo, что означает «Японская индустрия».

Жизнь обоих Ниссанов кардинально изменилась в октябре 1999 года, когда Узи получил голосовое сообщение от Меррилла Дэвиса – менеджера по стратегии электронного бизнеса североамериканского подразделения Nissan. Дэвис хотел сесть и обсудить домены, связанные с Nissan Computer.

В то время никто и подумать не мог о всепоглощающей юридической битве Давида с Голиафом, которая затянулась почти на 10 лет и стоила владельцу малого бизнеса миллионы долларов – не говоря о неисчислимой потере личного времени.

Узи Ниссан перезвонил Мерриллу Дэвису и сообщил, что домен не продается. Тем не менее они встретились, чтобы обсудить эту ситуацию. На встрече Узи повторил, что не намерен ничего продавать. На это Дэвис ответил, что поговорит с начальством и подумает, что можно сделать...

Дэвис вернулся в Северную Каролину в декабре и снова встретился с Узи. На этот раз менеджер стал открыто приставать к нему с ценой продажи. Узи был сыт по горло:

Послушайте, я же сказал, что мне это неинтересно, поэтому позвольте мне ответить таким образом: 15 млн долларов. Теперь вы понимаете, что я не хочу продавать?

Нужно сказать, что для Узи имя Ниссан было очень тесно связано с его бизнесом. Три раза он возводил его с нуля и не собирался от него отказываться за спасибо.

Дэвис покинул комнату, а уже через пару мгновений Узи по факсу пришел судебный иск от Nissan Motor Company…

Автомобильный гигант потребовал от маленькой компьютерной компании возмещения убытков на сумму 10 млн долларов. Узи обвиняли в нарушении торговой марки, размывании торговой марки, нечестной конкуренции и киберсквоттинге (покупке и регистрации доменного имени, которое является торговой маркой какой-либо организации, с целью его продажи за большую сумму). Узи нанял адвоката.

Первая победа пришла к Узи по вопросу киберсквоттинга. В 2019 году это уже довольно распространенная практика, но в первые дни существования Интернета он был новой угрозой для бизнеса или для отдельного человека.

Поскольку Узи Ниссан к тому моменту уже пользовался сайтом nissan.com на протяжении 10 лет исключительно для своих личных целей, суд отклонил претензии Nissan Motor о нечестной конкуренции и киберсквоттинге.

А вот по вопросу нарушения торговой марки в 2002 году суд вынес решение в пользу автопроизводителя. Суд установил, что относящаяся к автомобилям реклама на nissan.com наносила ущерб деятельности Nissan Motor.

Весь остаток год Узи потратил на борьбу с жалобой о размывании торговой марки. В итоге суд вынес решение в его пользу, но при условии, что он не будет плохо отзываться о Nissan, то есть не будет размещать на сайте ничего негативного о бренде и не будет давать ссылок на другие сайты с негативными замечаниями и комментариями.

Узи почувствовал, что судьи зашли слишком далеко, поэтому он обжаловал их решения, заявив, что в чистом виде нарушена Первая поправка к Конституции. Дело дошло до Апелляционного суда девятого округа, который несколько месяцев спустя отменил решение первого суда. Он постановил, что Узи не размывает марку, и отклонил запросы Nissan Motor о взятии под контроль его доменов.

Правовая драма затянулась почти на 5 лет, но Nissan продолжал заниматься этим делом, желая довести его до Верховного суда США. Однако тот отклонил просьбу компании о рассмотрении дела и отправил его обратно в районный суд для вынесения окончательного вердикта.

Каждый раз, когда Узи выигрывал часть дела, другая часть оставалась открытой, и Nissan устремлялся в эту лазейку, чтобы продолжать тяжбу.

С каждым следующим постановлением Узи приближался к победе. Три раза в течение процесса суды предписывали сторонам встретиться и урегулировать конфликт, и с каждым разом коммерческое предложение от Nissan увеличивалось, но для Узи этого было недостаточно. Он принимал в расчет не только судебные издержки, но и моральный ущерб.

Дело муссировалось в суде еще два года. В конце концов автопроизводителю пришлось отказаться от своих нескромных требований в 10 млн долларов:

Они знали, что с участием присяжных у них нет шансов. Поэтому в последнюю минуту они согласились снять денежные претензии и отправились на судебное разбирательство только за доменом.

Окончательное решение было вынесено в сентябре 2007 года... Суд отклонил обвинения в нарушении прав на торговую марку. У Nissan Motor не было исключительного права ни на что...

Что касается размывания бренда, то суд обнаружил, что Nissan знал о сайте Узи с 1995 года, но не предпринимал никаких действий. Марке потребовалось четыре года, чтобы осознать важность Интернета:

У Nissan не было проблем с тем, что я использовал название Nissan Computer. Они даже зарегистрировали сайт nissancomputer.com и предложили обменять его на nissan.com. Они хотели этот домен. Хотели страстно.

Судебный процесс растянулся на 8 лет и, по словам Узи, обошелся ему и его семье в 3 млн долларов. Неудивительно, что он чувствует себя так, словно проиграл:

Кто, черт возьми, захочет покупать компьютер у компании, которая судилась с автомобильным гигантом? Я бы в первый день избавился от этого домена, если бы знал, через что мне придется пройти. Меня на 99,9% вытеснили из бизнеса. Судебные заседания проходили каждую неделю. Мне приходилось читать сотни страниц материалов, чтобы убедиться в корректности информации. Даже самые лучшие адвокаты совершают ошибки. Никто не знает твою историю лучше, чем ты сам. И тогда ни на что другое времени уже не остается.

В то же время Nissan – проигравшая сторона – успешен, как никогда. Заарканив к себе Mitsubishi, альянс Renault-Nissan уже второй год подряд становится крупнейшим автопроизводителем в мире.

Вопрос не в том, могут ли крупные игроки проиграть. Вопрос в том, что случится с вами, когда крупный игрок предъявит вам иск. Это не я выиграл дело. Это Nissan его проиграл. Я ничего не выиграл. Я всего лишь хотел сохранить доменное имя, а в итоге потерял все. Так что на самом деле я тоже проиграл.

Сайт nissan.com – это забавный пережиток Интернета 90-х годов, но именно здесь проходила личная борьба для Узи Ниссана. Это тревожное напоминание о том, как большая компания или любой человек с большой властью и большими деньгами может растоптать того, у кого всего этого нет. И неважно, прав он или нет.

То, чего они от меня хотели, они так и не получили. Что для такой компании, как Nissan, 10 млн долларов, которые они от меня требовали? Это капля в море. Что в итоге они могут сделать с таким маленьким человеком, как я? Разрушить его жизнь!      

Поделиться

Добавить комментарий

авторизaция для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь или войдите через

Автоблог

ВходРегистрация