Электрокары – это на сегодняшний день самая любимая тема для автопроизводителей. Почти каждый бренд объявил о своих планах по сборке и продаже электрокаров на рынке, а иные уж давно их выпускают и продают...
Концепции электромобиля уже более ста лет, однако электрокар начала XX века очень далек от электрокара XXI века. К сожалению, от идеала далеки оба...
Электродвигатели компактнее и эффективнее существующих двигателей внутреннего сгорания, а батареи становятся все лучше и лучше. Но проблема заключается в том, что люди не любят ждать, а чтобы зарядить электрокар, требуется некоторое время. К тому же не совсем удобно планировать длительные поездки. Тем не менее, человечество хочет электрокары и хочет, чтобы они были как минимум такими же практичными, как и традиционные автомобили с ДВС.
Другими словами, если технология существенно не улучшится, то электрокары, которые продаются сегодня, через 10 лет станут устаревшими и бесполезными. Продажа такого автомобиля может лечь тяжелым бременем на плечи его владельца. Разве кто-то захочет покупать 10-летний электрокар?
Сегодня мы решили отвлечься от ярких сторон электрокаров и поговорить о мрачных... Мы согласны, что автомобиль без выхлопных газов – это очень хорошо для окружающей среды, однако у этой темы есть и другие – теневые и нерекламируемые аспекты...
Изготовление на нескольких континентах/сложная доставка. Большинство традиционных автомобилей, как правило, строятся из компонентов, которые можно достать относительно недалеко от завода. Многие автопроизводители открывают производственные объекты на других континентах для удовлетворения потребностей разных рынков при меньших затратах.
Дешевле строить автомобили на одном континенте и продавать их там же на соответствующих рынках, чем пользоваться одним заводом на весь мир. Так было, есть и будет. Ситуация меняется только для эксклюзивных брендов, которые совсем не заботятся об окончательных затратах, а также для автопроизводителей, имеющих VIP-доступ на рынок услуг по доставке.
Когда первые гибриды вышли на рынок, их критиковали за эксплуатацию никель-металлгидридных батарей. В них применялись металлы из шахт, расположенных в очень изолированных частях света. Их приходилось возить через весь мир, чтобы использовать в производстве батарей, а потом эти самые батареи транспортировались дальше – на автомобильные заводы.
С появлением электромобилей ничего существенно не изменилось. Разве что автопроизводители научились делать батареи «в домашних условиях». Однако это не означает, что судоходная цепочка не ведет в страну, которая находится далеко-далеко и что дорогие металлы не должны транспортироваться на большие расстояния, чтобы стать частью батарей для электромобилей.
Литий и другие редкие металлы – откуда они берутся и по какой цене? Как было описано выше, электромобилям нужны драгоценные металлы для батарей. Конкурентоспособные электрокары полагаются на литий-ионную технологию. Самая важная часть – это литий, который в наши дни становится все дороже и дороже. Откуда же он берется?
По данным геологической службы США от 2015 года, главным поставщиком лития является Австралия. За ней следуют Чили, Аргентина, Китай и Зимбабве.
Как и нефть, литий – это невозобновляемый ресурс. И он становится более дорогим из-за спроса автопроизводителей. Если не появится альтернатива, то цены на литий могут взлететь до небес. Следовательно взлетят и цены на электрокары.
Проблема заключается в том, что литий – далеко не единственный редкий металл, используемый в батареях. Среди других редкоземельных минералов – диспрозий, лантан, неодим и празеодим. Все они добываются в неоптимальных условиях, и спрос на них определенно вредит окружающей среде.
Утилизация батарей – все к этому готовы? Первому «Приусу» почти 20 лет. Его батареи несомненно пора менять. Если прогнозы автопроизводителей верны, то к 2045 году на Земле скопится на переработку множество литий-ионных батарей.
2045 год выбран не случайно. Он наступит через 20 лет после предсказываемого бума на электрокары, который ожидается в 2025.
Нужно сказать, что литий-ионные батареи подвергаются переработке (и никель-металлгидридные тоже). Тем не менее, у нас нет массового рынка для тех, кто занимается такой переработкой. В этой области есть несколько компаний, но никто из них не кричит на весь мир: «Эй, мы позаботимся об этих батареях. Мы в этом хорошо подкованы».
Когда придет время утилизировать большое количество электрокаров, мы увидим, что перерабатывающие предприятия не существуют в нужных количествах и вот тогда по-настоящему осознаем масштаб проблемы. Кстати, у "Тойоты" есть программа по сбору старых батарей, которая подразумевает новую жизнь для аккумуляторов, служивших на «Приусах». Цикл все еще можно улучшить и сделать эти автомобили по-настоящему экологически чистыми.
Прощайте, простые ремонты. Электромобили не станут легким объектом ремонта для своих владельцев. Самообслуживание ограничится заменой колеса или перегоревшей лампочки.
В целом электрокары будут надежнее традиционных автомобилей, но представьте, что случится с человеком, чья машина имеет неисправность силового агрегата, а гарантия уже закончилась. С обычной машиной эту проблему можно решить в большинстве сервисов по цене, строго зависящей от серьезности неисправности.
Однако ни один сервис не возьмется ремонтировать электрокар и вежливо отправит вас к дилеру. Если дилер выставит вам космический счет, то нам очень жаль...
Забудьте о приключенческих поездках в отдаленные районы. Помните Land Rover Camel Trophy? Трансляции этих состязаний сформировали глубокое уважение к британскому бренду. Те Land Rover могли справиться с любыми препятствиями, а на случай нехватки топлива на борту всегда висели запасные канистры.
Люди уже научились доезжать на электрокаре из одной точки в другую, но вот до отдаленных районов эксперименты по понятным причинам пока не дошли. Это произойдет еще не скоро, так как достижение по-настоящему комфортного запаса хода – это вопрос нескольких лет. Люди должны почувствовать уверенность, что машина способна ехать по пересеченной местности, а не становиться инертным украшением для лесной чащи.
Другими словами, электрокары не станут причиной полной гибели автомобилей с ДВС. Уж точно не в забытых богом местах и не в районах с недружелюбным климатом.
Возобновляемая энергия и водород? Дайте два. Розы – прекрасные цветы, но у них есть шипы. Их можно удалить, но вы в любом случае должны быть осторожны. То же самое относится и к электрокарам и автомобилям на топливных элементах. Да, у этих транспортных средств нет вредных выбросов, однако электроэнергия обычно поступает из невозобновляемых источников.
Правительства многих стран сосредоточены на получении «зеленой энергии», но прогресс довольно слаб. Если вы живете в собственном доме, а не в квартире, то вы можете установить на крышу солнечные панели, и ваша машина будет заряжаться от них. Однако солнечные панели – удовольствие не из дешевых.
Так значит более прогрессивны машины на водороде? Не совсем, потому что на крупномасштабных производствах водород извлекается из метана, в процессе чего генерируются окись и двуокись углерода.
К счастью, у всех проблем есть теоретические решения, но для этого необходимы государственные субсидии и приличный объем потенциальных клиентов.
Добавить комментарий