Рейтинг@Mail.ru
Главная / Обзор / Американская культура живет на Филиппинах благодаря автобусам из старых

Американская культура живет на Филиппинах благодаря автобусам из старых "Джипов"

Американская культура живет на Филиппинах благодаря автобусам из старых

Чтобы понять Jeepney – пестрые Jeep, растянутые под общественные автобусы, важно понять роль, которую Америка сыграла в истории Филиппин

Возможно, будучи человеком образованным, вы многое знаете о Филиппинах. Но скорее всего это не так. Чтобы понять Jeepney – пестрые Jeep, растянутые под общественные автобусы, важно понять роль, которую Америка сыграла и продолжает играть в истории и духовной жизни Филиппин.

Jeepney (Jeep+jitney – «дешевый многоместный драндулет») – это самый культовый автомобиль на Филиппинах и самый популярный вид общественного транспорта. Их не стоит называть попыткой обновить все те Willys Jeep, которые Америка из меркантильных соображений не захотела забирать домой после окончания Второй мировой войны. Jeepney – это микрокосм наследия неоспоримой американскости, которая разрозненно существует в современной независимой филиппинской индивидуальности.

Когда Вторая мировая война подошла к концу, у американцев на Филиппинах осталось много использованной «уставшей» техники. Туда входило огромное количество «Джипов» сухопутных войск и морской пехоты. У США не было оснований оставлять их себе с учетом их состояния, а также наступления мирного времени.  

Таким образом американские войска или отдали машины безвозмездно, или продали за пригоршню центов простым филиппинцам. С этого момента началась эпоха Jeepney.

«Виллисы» не смогли бы найти более благодарную публику. Помимо того, чтобы служить платформой для личного и небольшого коммерческого транспорта, большая группа «лишних Джипов» стала основой для возобновления сектора общественного транспорта. Во время войны нация была опустошена, и передвижение между островами и их городскими районами было крайне затруднительно.

Итак, в массовом порядке в «Джипы» внедряли кучу всяких других компонентов, чтобы сделать маленькие военные внедорожники похожими на довольно большие автобусы. Изначально для конструкции Jeepney использовалось максимальное количество запчастей Jeep, однако время неумолимо шло вперед, детали изнашивались, и скоро единственными признаками происхождения Jeepney стали «передки»: капот, решетка радиатора, фары. Благодаря этому набору машины даже сегодня выглядят как Jeep. По крайней мере их происхождение не вызывает сомнений.

Некоторые Jeepney, впрочем, являются не общественным, а личным транспортом, и их легко можно противопоставить современному Wrangler или снять в кинофильме типа «Парк Юрского периода» и «Безумный Макс». Это определенно Jeep, но с дополнительными преимуществами.

Самой успешной компанией в период расцвета производства Jeepney была Sarao Motors. Она влачит свое жалкое существование до сих пор даже с учетом того, что в филиппинском транспортном секторе большой акцент теперь делается на экономию топлива и повышение безопасности. Sarao Motors началась в 1953 году с 700 песо (сегодня этого хватит для двух поездок на такси, но в то время на эти деньги можно было сделать гораздо больше) и заработала миллионы...

Физическое производство само по себе является комбинацией американского военного стиля и местной изобретательности, а получившийся автомобиль – отголосок смешанной культуры Филиппин. Эти 7000 островов нельзя сравнить с какими-то другими. Все-таки Филиппины – это Филиппины!

Эта самая культурная смесь отчетливо проявилась на машинах. В то время как одни Jeepney довольно просты и явно заточены под общественный транспорт с минимумом персонализации, другие – абсолютно безумны с точки зрения дизайна. И если вы посмотрите внимательно, то найдете классическую и современную Америку бок о бок с испанской (особенно католической) символикой, а также различными цитатами, фразами и рисунками, которые являются исключительно филиппинскими.

Правило Jeepney, обитающих в самых старых частях Манилы – например, районе крепости Интрамурос, гласит: чем абсурднее, тем лучше. Если твоя машина выделяется, то в дополнение к тарифам от местных жителей ты получишь и деньги от туристов.

Этикет Jeepney довольно прямолинеен. Чтобы определить, идет ли Jeepney туда, куда вы хотите, просто прочитайте надписи на его боках. Если там написано «частное авто», «семейное авто» или «не для аренды», что Jeepney частный, семейный и не для аренды. Очень легко понять.

Вы можете остановить Jeepney, просто махнув рукой, как мы это делаем с такси и маршрутками. Хотя у местных жителей достаточно нервов и рефлексов, чтобы быстро уйти с траектории приближающегося Jeepney, не советуем делать то же самое туристам, а иначе у вас будет хороший шанс познакомиться с автобусом слишком близко с дополнительным бонусом расширенного тура по институтам филиппинской системы здравоохранения. Вы ведь такое не заказывали?

Никаких потасовок и сквернословия! Вам может быть отказано садиться в Jeepney, если вы ведете себя как полный *удак. С этим здесь строго.

В каждом Jeepney трудится команда из двух человек: водитель и кондуктор. Если автобус достаточно пуст, то кондуктор может пройти по салону и собрать деньги за проезд. Если же автобус упакован до предела, то пассажиры передают плату по цепочке (как у нас). Здесь все функционирует на честности. К тому же дизайн интерьера не способствует обману без последующих угрызений совести. На передней панели обязательно есть фигурка Младенца Иисуса. Не заставляйте его в вас разочаровываться...

Плата за проезд составляет 20 песо или что-то около 22 рублей. Если вы хотите выйти, что следует сказать “para” («стоп» по-испански: используется и понимается только в этом контексте).

Раньше некоторые люди для выхода стучали по потолку Jeepney, долбили монетой по металлическим поверхностям или просто свистели, однако это все признаки плохих манер. Поэтому не удивляйтесь, если увидите на Jeepney фразу “Ang katok, sa pinto; ang sutsot, sa aso; ang para, sa tao” («стучите в дверь, свистите собакам, а для людей – “para”»).

История Jeepney интересна, необычна и уникальна. Jeepney – это прекрасный пример того, как автомобиль перерос понятие транспорта и стал чем-то бОльшим. Он отражает, кто мы есть, откуда мы пришли и куда нам следует двигаться.

Поделиться

Добавить комментарий

авторизaция для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь или войдите через

Автоблог

Сегодня в продаже

Kia Sportage
Kia Sportage 919 000 руб. 2012
Honda Civic
Honda Civic 379 200 руб. 2008
ВАЗ 2190 (granta)
ВАЗ 2190 (granta) 523 900 руб. 2017
Mitsubishi ASX
Mitsubishi ASX 999 000 руб. 2013
ВАЗ Largus
ВАЗ Largus 581 900 руб. 2017
ВАЗ Vesta
ВАЗ Vesta 665 900 руб. 2017
ВходРегистрация