Вот уже восемь месяцев марку Volkswagen преследуют отголоски одного из крупнейших скандалов в автоиндустрии. Любой, кто имеет доступ в Интернет, знает, что промышленный гигант пребывает в откровенной, так сказать, яме, куда попал из-за дизельных моторов. Имя этому бессовестному обману порядочных американских и европейских налогоплательщиков дали соответствующее – "Дизельгейт", по аналогии со знаменитым "Уотергейтом", после которого «подслушивающий» Ричард Никсон отрекся от престола. В Википедии статья про "Дизельгейт" по объему сравнима, пожалуй, с историей освоения космоса и представлена аж на 17 языках. Кризис Volkswagen – как в плане имиджа, так и в плане финансов – очевиден, ведь чем выше ты стоишь, тем больнее падать. Volkswagen отощал от нервного перенапряжения и как-то приуныл...
За 78 лет существования бренда единственный пиар-ход, оказавшийся хуже, чем тот, который концерн переживает сейчас, был связан с тем, что один из его заводов изготавливал печально известные ракеты Фау-1 во время Второй мировой войны. Кстати, злобные «диванные Пиночеты», которых хлебом не корми – дай кого-нибудь облить грязью, не упустили возможность припомнить «Фольксвагену» его прошлое. Конечно, ни в коем случае нельзя отрицать роль нацистской Германии и конкретного несостоявшегося актера с забавными усами в создании Volkswagen. Сама компания предпочитает не вспоминать о той эпохе. Подразделение Volkswagen Classics даже не включило в коллекцию корпоративного наследия марки ни одного автомобиля до 1950 года. Однако несмотря на визги жаждущих крови горлопанов, стоит отметить, что Volkswagen не одинок в своем грехе. Не гнушались работать с нацистами и Mercedes, и Opel, а Генри Форд и вовсе обменивался с Адольфом Гитлером трогательными поздравительными открыточками. Как хорошо, что Россию эти Содом и Гоморра обошли стороной. Не прижилась еще у нас мода вычислять долю опасных оксидов азота в атмосфере, поэтому Volkswagen чист перед российским законом как руки перед едой. Поэтому мы с радостью можем сосредоточиться на автомобилях, а не на судебных исках, и самый важный гость из Вольфсбурга на наших просторах – это безусловно Passat восьмого поколения!
Оригинальный Volkswagen Passat был запущен в 1973 году – за год до первого «Гольфа». Сорок лет назад он был невзрачным трехдверным хэтчбеком с 4-цилиндровым 1,3-литровым мотором мощностью жалких 55 л. с. и неразрезным задним мостом. Кто бы мог подумать, что эта машина окажется рогом изобилия для Volkswagen! По всему миру продано 23 миллиона экземпляров. Однако до запуска восьмого поколения перспективы были туманными. Аналитики давно предрекали смерть сегменту среднеразмерных седанов, которых с одной стороны выдавливают кроссоверы, а с другой затаптывают люксовые предложения от BMW, Mercedes и им подобных. Но Passat знал, во что ввязался. Дело в том, что профильные немецкие автомобильные издания типа Autobild грешат зомбопропагандой на пользу «народного автомобиля», поэтому в их сравнительных тестах Passat не только стер в порошок машины типа Hyundai i40 и положил на лопатки Mercedes С-класса, но и деклассировал BMW 5-й серии. Неудивительно, что продажи машины взлетели до небес и не спешат опускаться на землю. На рынке Европы Passat опережает даже такие раскрученные и более дешевые продукты, как Ford Focus, Skoda Octavia и Opel Astra. А D-сегмент и вправду стремительно отдает инициативу кроссоверам, и оздоровления ждать не приходится...
По словам ушедшего в отставку председателя совета директоров Volkswagen Мартина Винтеркорна, Passat – это премиальный автомобиль без премиальной цены. Расшифровать его немудрено: Passat, некогда известный как скучный семейный автомобиль, теперь якобы прокачался до уровня пафосной немецкой троицы. На самом деле в этих словах присутствует разумное зерно. Взгляните, к примеру, на Touareg. В каком классе он выступает? Судя по иногда наблюдаемому на дороге хамскому поведению их владельцев, в королевском. Ну или на худой конец в околорядомвозлекоролевском. Passat позиционируется примерно там же. Поговаривают, что и дизайн, и начинка нового Phaeton давно готовы, но флагманский седан задерживается отчасти и потому, что Passat уже неплохо справляется с ролью флагмана. Восьмому поколению удался элегантный шпагат в стиле Ван Дамма между деловым костюмом и подгузниками для ребенка. Иными словами, он и партнер по бизнесу, и оплот семьи...
Шарлотта Цукунфт, векторно-растровый дизайнер. Распечатала на 3D-принтере 3D-кинотеатр.
Раньше я думала, что Passat – это пролетарский автомобиль вроде немецкой версии Dacia Logan, но теперь поняла, что слишком много смотрю американских сериалов, где у них свои «Пассаты», поддельные. Они разрабатываются деревенщиной и выпускаются в городе с индейским именем Чаттануга. Но европейский Passat – это барство в чистом виде! Прошли времена, когда клиенты покупали его, несмотря на дизайн. Теперь они делают это из-за дизайна! Более приземистый силуэт и узкие хищные фары... Комбинированные сиденья из кожи и алькантары и цифровая реконфигурируемая приборная панель... В глазах у проезжающих мимо владельцев Passat CC читается зависть, а у владельцев обычных «Пассатов» – отчаяние! Знали бы они, как романтично оживляет салон прогрессивная амбиентная голубая подсветка на дверных панелях! Барство! И весьма недорогое!
Первые два, а также пятое поколение Passat были разработаны на платформах Audi с характерным продольным расположением двигателя. Все остальные поколения, включая восьмое, имеют специфическую для «Фольксвагена» и заимствованную у «Гольфа» поперечную компоновку. Предыдущий Passat делил архитектуру и многое другое с шестым поколением. Восьмой Passat построен на другой, но очень знакомой нам модульной платформе MQB, которая однозначно ляжет в основу девятого поколения, а может быть и десятого, одиннадцатого и так до тех пор, пока весь мир не поглотит двенадцатиногое шестиголовое чудовище.
Так вот, эта самая MQB подразумевает, что новый Passat стал более вместительным, хотя на самом деле он на 2 мм короче и на 18 мм ниже, чем предыдущий. Передние колеса сильно сместились вперед, практически нейтрализовав передний свес, что обеспечило увеличение колесной базы на 79 мм. Кроме того, B8 весит на 73 кг меньше благодаря использованию легковесной стали вакуумной формовки.
Снижению массы поспособствовали и исключительно турбированные четырехцилиндровые моторы объемами от 1,4 до 2 литров. По сравнению с седьмым поколением их отдача, разумеется, увеличилась. «Пассату» свойственна разнохарактерность, поэтому в линейке 5 бензиновых и 4 дизельных двигателя. Начнем с того, что дизельных моторов у нас на рынке нет вообще, и это самая настоящая трагедия, и вот почему! Топовый агрегат среди дизелей обременен придатком твин-турбо и выдает 240 л. с. А теперь внимание: самые мощные дизельные BMW 3-й серии и Mercedes С-класса в России имеют в своем распоряжении 190 и 204 л. с. соответственно и поэтому сразу идут домой. С этим мотором Passat разгоняется до 100 км/ч за 6,1 секунды. Многие возразят: «Пассат? За 6,1 секунды? Не смешите мои лодыжки!» Да и действительно! Зачем обманывать людей? Passat спуртует до сотни за 6 секунд при попутном ветре, а в солнечный день на липком асфальте и вовсе выезжает из 6! Супер-«Пассаты» были у Volkswagen и раньше. У B5 мы помним 4-литровый 275-сильный W8. На B6 этот сверхсложный «восьмицилиндровик» уступил место не менее сложному 3,6-литровому VR6. Конечно, прикрутить две турбины к 2-литровому дизелю – более разумная и гармонирующая с эпохой идея. К сожалению, теперь Volkswagen вынужден осторожничать со своими дизелями везде, но зачем в Роcсии? Он явно нас с кем-то перепутал.
Плавно переходим к бензиновым агрегатам. Из пяти возможных в Россию приехали только 3. Для тех, кто хочет лицезреть полный набор, обращайтесь к Skoda Superb. У нас на тесте был средний по чину, но не по возможностям 1,4-литровый 150-сильный седан. Несмотря на наличие более мощного 1,8-литрового мотора, именно 150-сильный 1,4-литровый двигатель является самым инновационным и эффективным. Благодаря пакету Bluemotion, включающему систему «Старт-стоп» и рекуперацию энергии торможения, наш автомобиль пил топливо из пипетки. Но самое главное, что он отключал цилиндры, что до сих пор мы испытывали только на 8-цилиндровых автомобилях General Motors. При низкой нагрузке «горшки» № 2 и № 3 незаметно удаляются из уравнения, делая реальностью почти утопические 5,1 л/100 км в смешанном цикле.
Левша Кулибин, пластический наномеханик. Верит в "Кристину" и "Терминатора".
С механической точки зрения Passat изменился не так уж и сильно. Подвеска в целом осталась такой же, подрамник облегчен, суппорты обзавелись пружиной, чтобы не гремели. В подкапотном пространстве местоположение сменили воздушный фильтр и аккумулятор, но кронштейн от последнего остался. Комплектующие в основном китайские, в то время как раньше были Bosch. Среди приятных мелочей – симпатичное зеркало заднего вида, часы на передней панели, обитые войлоком дверные карманы и диодная оптика. Некачественно выполнен шов на кожухе рулевой колонки и нефункционален задний центральный подлокотник. Однако сильнее пугает то, что машина ненавязчиво старается доминировать над водителем. Она осуждает прогрев двигателя после запуска и езду с открытыми окнами. При этом сама формулировка, выскакивающая на панели приборов, пока очень мягкая: эко-совет. Знаем мы, чем это все закончится! Со временем риторика пойдет по нарастающей: эко-наставление, эко-требование, а в конце эко-приказ. Увидите, судный день реален, и он уже близок!
Удивительно, что цены на Passat ниже, чем можно было бы подумать. Кстати, Volkswagen входит в число очень немногих брендов (трех, если быть точным), чьи средневзвешенные цены упали за первый квартал 2016 года. На фоне неконтролируемого удорожания всего вокруг «Фольксвагены» подешевели на 8%. Самый дешевый Passat можно приобрести за 1 330 000 рублей. Наш тестовый экземпляр по причине упомянутого Шарлоттой барства стоит примерно на миллион дороже. Да и то в плане опций есть куда стремиться, ибо кнопочная зона вокруг рычага КП заполнена очень скудно.
Стигуан, апокалиптический спиди-гонщик. Вместо чучела ставит на огороде светофор.
Если вы спросите гонщика, лихачит ли он в обычной жизни, он будет клясться и божиться, что нет. Ну и правда: зачем? Адреналина и в профессии хватает. Только Льюис Хэмилтон вследствие своей крайней медийности позволяет себе без причины палить резину и носиться по гражданским дорогам вплоть до изъятия водительского удостоверения. Собираясь в 600-километровую поездку на новом «Пассате», совсем не хочется ни с кем гоняться. Но мой умиротворенный дух потревожила странная связка из универсала «Лады Приоры» и универсала «Пассата» 6-го поколения с ярко выраженной аллергией на сплошную разделительную полосу и скоростные лимиты. Обгоняя всех и вся в любое удобное время и не смущаясь встречным потоком, эта парочка быстренько уехала за горизонт. Но буквально через 100 км они внезапно возникли впереди с нимбами невинности над головой, ибо законопослушно со скоростью 100 км/ч ехали за автомобилем ДПС. Стоило тому свернуть, как они принялись за старое, но на этот раз отпускать их не хотелось. Надо сказать, что вся линейка Passat получилась очень быстрой. Даже самая слабая 125-сильная модификация делает спринт до 100 км/ч менее чем за 10 секунд. При переводе в спорт-режим Passat начинает имитировать спорткар! Двигатель выкручивается до 6 500 оборотов, и этот рев прерывается лишь гладко отщелкивающим новую передачу 7-ступенчатым DSG. Разумеется, эта парочка дерзких недоводителей – так себе соперники, но они помогли пробудить в B8 жизнь. Не обращайте внимания на неубедительные 150 лошадиных сил, их хватает за глаза. Passat ощущается как компактный хэтчбек. Ускоряется, рулится и тормозит как Golf. И это большое достижение для среднеразмерного седана!
Ну и кто же осмелится бросить перчатку «Пассату»? Признаем, что сравнивать его с более компактными немецкими заднеприводными седанами не вполне корректно ввиду как раз компактности и заднеприводности оных. Японо-корейская братия придется по вкусу лишь тем, кому лень анализировать. Ford Mondeo неплох, но как ни странно уже очень стар. Единственный соперник – это родственный Superb, у которого при наличии ряда недостатков целых 3 преимущества над Passat: более скромная цена, больше места на заднем диване и конечно же два зонтика в дверях...
Благодарим компанию "Фольксваген Груп Рус" и лично Александру Филиппову за предоставленный автомобиль, а также Наталью Корченкову, Сергея Дегтярева, Сергея Доманчука и Николая Грушичева за помощь в подготовке материала.
Антон Ковалев
Добавить комментарий