Мир, любовь и атомное оружие. Исторические ассоциации, к которым для полноты картины не хватает еще одного символа, зародившегося на несколько десятилетий раньше. Речь о культовом автомобиле из эпохи, когда народ Германии понятием "культ" был сыт по горло, — "Фольксвагене Жуке". Функциональные параметры машины действительно были сформулированы лидером нацистской Германии Адольфом Гитлером. Фюрер грезил о массовом автомобиле, который заполонил бы не только немецкие автобаны, но и пропагандистские плакаты. Деталями проекта он озадачил Фердинанда Порше: это должна была быть машина, способная транспортировать двух взрослых и троих детей на скорости до 100 км/ч, потреблять при этом не более 7 л/100 км и иметь конструкцию, позволяющую быстро и дешево менять изношенные компоненты. Порше и его команда работали 4 года. В итоге получился народный автомобиль, который жители Третьего Рейха могли приобрести посредством программы накопления сбережений по цене, сопоставимой с ценой небольшого мотоцикла. В своей концепции он прочно опирался на Tatra Т97. Дело в том, что Гитлер был заядлым автоэнтузиастом, часто ездил на Tatra во время своих политических туров в Чехословакию и всячески намекал Порше, что примерно так и должна выглядеть его мечта. Порше понял Гитлера до того буквально, что "Татре" пришлось подать судебный иск о нарушении патентных прав, но у Гитлера была на это контрмера: он вторгся в Чехословакию и заставил замолчать "Татру" раз и навсегда. К счастью, "Жук" оказался выше политики и всемирного умопомешательства и начал пышно расти на своих добродетелях.
Нужно понимать, что старый добрый "Жук" был не прочнее пергамента, его интерьер по убранству уступал даже школьным библиотекам, а передачи переключались по странным диагональным схемам. Иными словами, по современным меркам это был кусок сами знаете чего… Он даже не тонул в воде благодаря полностью герметичному днищу. Тем не менее, данная капсула, имевшая мотор с воздушным охлаждением, выполнила свою оригинальную миссию блестяще, оставаясь в производстве на разных рынках на протяжении почти 70 лет. Ни одна модель никогда не сможет повторить этот успех. Классический Beetle катался по миру и снимался в кино на протяжении большей части века. Поэтому неудивительно, что на этот Volkswagen, плотно впрессованный в нашу культуру, так часто ссылаются. Если вам нужно описать кому-то что-то размером с "Жука", смело используйте это сравнение, потому что любой человек знает, как он выглядит. Конечно, иногда мерилом выступают и "Кадиллак", и "Боинг 747", и баскетболисты, и Роял Гамбургеры, но они даже и близко не конкурируют с количеством сравнений, выпавших на долю Volkswagen Beetle. Большинство других объектов ограничены в своей сравнительной функции. Например, самосвалы "БелАЗ" используются исключительно для описания чего-то большого, а "Жук" — и для описания чего-то большого, и чего-то маленького, и чего-то дешевого, и даже чего-то соленого…
«Кишечная палочка преодолевает расстояние, равное длине ее тела, за две наносекунды. Если бы она была размером с Фольксвагена Жука, ее скорость в 4 раза превысила бы скорость света».
В международном голосовании за самый влиятельный автомобиль XX века "Жук" занял обидное четвертое место, уступив Ford Model T, Mini и Citroen DS, однако многие творческие личности черпали вдохновение именно в "Жуке". Дикие преобразования для модели имели место еще в те времена, когда термина "тюнинг" не было как такового. Пока обычные инженеры в белых халатах, вооружившись скальпелями и ноутбуками, вшивают автомобилям дополнительные лошадиные силы, тюнеры "Жуков" массируют свои машины кулаками и молотками. В результате на свет выходят уникальные образцы, плоские как камбала или выкованные в виде металлических завитушек, психоделические жуки-грядки и жуки с подвесным радиальным двигателем от танка, жуки-трициклы и жуки-драгстеры… "Жук" вызывает уважение и снисходительные улыбки. Он примитивен и неприхотлив. В конце концов, его почитают и боготворят.
Если ночью на кухне вы вдруг тапком размажете по полу таракана, это не значит, что на утро вы на этом месте обнаружите труп. Жуки (по крайней мере "Фольксвагены"), как и тараканы, никогда не умирают. Эту машину не смог убить своим появлением даже теперь уже легендарный Golf с абсолютно другой инновационной философией. Производство Beetle в Германии потихоньку продолжалось небольшими партиями, а потом переехало в Бразилию и Мексику, где подобный транспорт был на вес золота, ведь зарождающийся средний класс этих стран не мог себе позволить ничего другого. Стоило вам припарковаться у магазина где-нибудь в Сан-Паулу и пойти за покупками, по возвращении вы бы обнаружили свою машину в обрамлении таких же жуков и ,возможно, даже такого же цвета. Да и ключ, помимо вашего, мог бы открыть и несколько других автомобилей. Несмотря на почти неизменную внешность, Beetle претерпел более 78 000 поэтапных изменений. Со временем Volkswagen стал развивать более премиальный имидж бренда, и незнатный "Жук" оказался в диссонансе с системой. Последний экземпляр (номер 21 529 464) по прозвищу "Король" сошел с конвейера в Мексике в 2003 году и направился прямиком на почетную стоянку в музей в Вольфсбурге.
Так называемый New Beetle стал ярким примером того, как НЕ нужно обращаться с наследием. Он был создан в 1998 году по коммерческим мотивам и представлял собой замаскированный Golf. Мы жили с ним 13 лет, и за это время машина переросла в карикатуру самой себя. Тогда симметричный полукруглый дизайн был нов, но когда тема ретро попала в объектив других производителей, New Beetle очень быстро устал. Второе воплощение модели оказалось разочарованием, поскольку не обладало набором определенных активов для признания в актуальном мире. Автомобиль был недостаточно дешевым, недостаточно надежным, недостаточно умным. Несмотря на изначально инициированный шум и гам, New Beetle не оправдал доверия: все-таки от машины, чей предок обозначил целую эпоху бунта и свободы, ожидаешь большего. Машина разошлась тиражом в 1,2 млн. экземпляров, половина из которых осела на плодородной почве Америки, поэтому при разработке преемника инженеры и дизайнеры старались угодить как Старому, так и Новому Свету.
"Экономичный, простой, добротный". Так "Жук" завлекал клиентов много лет назад. Сейчас приоритеты сменились, и в пресс-релизах мы видим другие ключевые факторы: "дерзкий, динамичный, мужественный". Последнее слово подразумевает, что модель сможет заинтересовать среднестатистических самцов. Новичка официально называют "Жуком XXI века". Теоретически это может означать, что в нашем столетии мы больше не увидим других итераций Beetle. Зато практически утвержден план создания к 2019 году целой россыпи моделей с фамилией Жук, среди которых будет еще один любимец хиппи-движения — автобус "Булли".
Автомобиль отошел от эстетики мыльных опер. Сказать, что дизайн существенно улучшился — это практически претендовать на звание "Капитан Очевидность года". Стилевые моменты найдут понимание как у домохозяек, так и у авиаконструкторов. Удивительная вещь: если раньше Beetle был наименее желанной машиной в линейке Volkswagen, то теперь, когда немецкий концерн "покалечил" многие свои модели, новый яркий "Жук" становится чуть ли не наиболее интересным предложением. Это самый модный наряд, брошенный поверх корпоративной платформы PQ35, которая в различных формах служит базой для таких непохожих моделей, как утилитарный Caddy и спортивный ТТ.
Официально модель вышла на рынок еще в 2011 году. Но доставку Фольксваген, видимо, опрометчиво поручил Почте России, поскольку новое поколение попало к нам с огромным двухлетним опозданием. Шанс завоевать российскую публику призрачен, но осязаем. Главный козырь — это, конечно, удачный стиль. Машина действительно вызывает симпатию у всех без исключения. Она корректно сбалансирована и спортивно мотивирована. Первая мысль, возникающая в голове, — "Порше для бедных". Основные изменения коснулись естественно светотехники, линий крыши, да и в целом всяких других линий. Сузились стекла, пропали дверные стойки. Машина поправилась на 100 кг, но это с лихвой было компенсировано новыми двигателями. Плюс агрессивности придают большие колеса. Кстати, на машину можно заказать диски Circle Black, стилизованные под полированные до блеска ретро-колпаки. Следующим шагом нужно будет запустить резину с белыми боковинами. На автомобиле нет ни одного шильдика, кроме двух логотипов спереди и сзади. Это не анонимность, это — высокомерие.
В интерьере, несмотря на попытки привить олдскул, ощущается все тот же бюрократ Volkswagen. Живости придает разве что спортивный руль со скошенной нижней кромкой, заменившие дверные карманы харизматичные резинки, куда будет удобно и правильно всунуть канистрочку с маслом, а также вынесенные по центру шкалы давления турбины, температуры масла и секундомера да яркая пластиковая передняя панель в цвет кузова, на которой (в дополнение к стандартному бардачку) расположился очень узкий Beetle Box с весьма витиеватым механизмом отпирания. Fender, знаковое имя в кругах гитаристов, постарался организовать для "Жука" достойную аудиосистему, для чего на полбагажника распространил свой сабвуфер. Что касается свободного пространства, то даже взрослый, достаточно габаритный человек после многочасовой поездки на казалось бы никчемном заднем диване, не превратился в желе.
Обязательное условие перед запуском двигателя — вставить гвоздику в дуло выхлопной трубы. Все, теперь можно ехать с миром. Под капотом у протестированной версии находился лилипутский 1,2-литровый турбированный агрегат мощностью 105 л. с . На наш рынок также поставляется 1,4-литровый 160-сильный мотор. Ну а венчающий линейку 2-литровый двигатель мощностью 200 л. с. в Россию еще не приехал (и вряд ли приедет). Конечно, в природе существуют и 560-сильные версии, но это уже изделие глубокой доработки. Моторчик сопряжен с крайне адекватной, но от этого не перестающей наживать дурную славу 7-ступенчатой DSG. Несмотря на изначальный скепсис касательно динамики, приходится отметить, что 105 сил (при переводе коробки в режим Sport) обеспечивают мгновенный отклик на педаль газа и уверенно тянут машину вперед. Вот значит на что Volkswagen променял цветочную вазу в салоне — на спортивность! Двигатель смело раскручивается до высоких оборотов и уверенно себя чувствует в любом диапазоне. Для городского ритма этой машине большего и не нужно. Наверное, если выстраивать исторические аналогии, то этот мотор как раз соответствует оригинальному 25-сильному и поэтому самый честный, ведь Beetle предназначен не для того, чтобы гонять. Он должен дарить приятную задорную езду, что, собственно, на сто процентов и выполняет.
И все-таки возникает мимолетное ощущение, что "Жук" сделан не так, как нужно. Для выявления истины нужно снова обратиться за услугой к Porsche. Тогда мы наверняка получим базу от Cayman, задний привод и расположенный сзади оппозитный мотор. Да-да, именно такая компоновка порадовала бы энтузиастов и сделала бы честь прославленному предку. Как ни странно, в этой мысли нет ничего паранормального. Даже Renault решился на выпуск заднемоторного заднеприводного Twingo. Однако к сожалению, такой смелый шаг как в концептуальном, так и в финансовом плане противоречит позиции господина Фердинанда Пиха. "Фольксвагену" нельзя выходить за рамки скучного бренда, в плену которых он будет пожизненно пребывать, а девушкам, которые будут покупать эту машину, по сути плевать на такие технические тонкости.
Конкурентов Beetle следует подбирать не по размерам, а по степени принадлежности к ретро. Его предшественник в конце 90-х как раз породил волну, на которой приплыли и Mini, и Fiat 500, и ныне покойные Chrysler PT Cruiser, и BMW Z8. Тема ретро вялотекуще переживает эпоху Ренессанса. Людям это нужно, потому что нынешние машины стали слишком обобщенно-универсально-видовыми. По иронии судьбы самые горячие дизайнерские тенденции XXI века в меньшей степени возвещают о космической эре будущего и в большей — возвращаются в столетие, которое только-только завершилось. Как найти компромисс между нуждой прокладывать новые пути и фундаментальной глупостью копаться в устаревших деталях? Кажется, что люди в "фольксвагеновских" очках, жаждущие побороть ностальгию, изначально сами себя обманывают, становясь владельцами современного Beetle. Если человек влюблен в "Жука", он должен приобрести классический вариант (что в России сделать так же сложно, как растаможить 3D-принтер), а иначе он по правильной причине покупает неправильный продукт.
Существует версия, что основным соперником Beetle может стать Golf, с которым теперь его связывают прочные кровные узы. Цена на Beetle стартует с отметки 763 000 рублей, на Golf с таким же мотором — с 746 000 рублей. Переплатив 17 000, вы получите менее практичный, но более броский автомобиль, который не будет учить вас, что ехать на высшей передаче — хорошо, а ехать на высшей передаче, но с открытым окном, — уже плохо. Вот такой нынче das Auto.
Благодарим компанию "Фольксваген Груп Рус" и лично Викторию Куприянову, Александру Филиппову и Григория Гладкого за предоставленный автомобиль.
Антон Ковалев
Добавить комментарий