Опять поползли слухи, что General Motors собирается продать свое европейское подразделение Opel последнему оплоту французской нравственности – группе PSA Peugeot Citroen. Это не стало неожиданностью. General Motors потратил почти век (без преувеличений) на бездарное управление Opel.
GM связал свою судьбу с Opel еще в 1929 году, оформив полноценное владение в 1931 году. Это был период консолидации автомобильной промышленности, и шаткий независимый Opel искал большую материнскую компанию, чтобы пережить Великую Депрессию. Другие немецкие компании – Horch, DKW и Wanderer – объединились в Auto Union, а Opel нашел убежище под крылом большого и сильного GM. По иронии судьбы, один из самых известных автомобилей независимого «Опеля» был «пиратской копией» Citroen.
За почти девять десятилетий совместной жизни Opel зарекомендовал себя как консервативный автопроизводитель, соответствующий стандартам среднего европейского автомобиля. Opel никогда не был радикальным брендом, но он делал нормальные машины среднего класса с приемлемой производительностью. Opel для большинства – это просто обычный автомобиль без особой изюминки.
У себя дома в Германии Opel – не такая уж и желанная покупка. Вот почему премиальные бренды типа Mercedes или BMW успешно продают доступные автомобили более низкого уровня. Никто не хочет водить Opel. Люди покупают его потому, что он нормальный. Просто нормальный...
На самом деле это как раз то, что нужно Америке. Взгляните на их бестселлеры в исторической ретроспективе. В 50-х и 60-х американцы покупали Chevrolet, в 70-х – Oldsmobile, в 80-х и 90-х – Taurus и Camry, а сегодня Ford F-150 и ванильные кроссоверы. Америке не нужна вычурность. Ей нужна защита от дурака.
Таким образом, вы наверное думаете, что GM просто обязан был швырять Opel в лицо каждого американца. На самом же деле он бестолково провалил каждую отдельную маркетинговую попытку.
Изначально американцам предложили Opel как Opel и продавали его через дилеров Buick. Не было никакого ребеджинга и таинственных именных схем. В Америке Opel был иномаркой как какой-нибудь Sunbeam или Simca.
Первые «Опели», которые стали поступать в США после Второй мировой войны, были слишком неубедительными относительно американских вкусов. Однако к середине 60-х Opel начал продавать более прочные машины типа Kadett B. Эта модель обогнала на рынке Германии стареющий Volkswagen Beetle и заняла вторую строчку в списке импортных моделей на рынке США. В целом он был похож на американский автомобиль, только меньше и экономичнее. Стиль был приятным и подходил среднестатистическому американцу. Конечно же GM выжал все из этой модели, дал ей кучу собственных дилеров и расслабленно наблюдал за ее процветанием, не так ли?
Черта с два! Вместо этого GM вкачал мегатонну долларов в безрассудный проект Chevrolet Vega. Эту машину, вероятно, можно назвать самым большим провалом крупного автопроизводителя в истории. Это был очень плохой автомобиль, продукт высокомерия. GM думал, что сможет обыграть европейцев в их же игре, и проиграл...
И тем не менее, Opel мог расцвести в Америке. В 60-х и 70-х годах Opel продавал в Европе свои самые красивые полноразмерные автомобили. Record, Kapitan, Admiral, Diplomat были машинами с лучшей управляемостью и оснащением, нежели Chevrolet, Oldsmobile, Pontiac и даже Buick и Cadillac.
GM сокращал расходы и удешевлял автомобили, позволяя тем самым BMW и Mercedes занимать дорожки к домам элиты. У «Опеля» была отличная возможность остаться в авангарде импорта, но GM был слишком горд, чтобы с этим возиться.
Таким образом Opel «засох» в дилерских центрах Buick, предлагая компактные автомобили с очень запутанным брендингом. В 70-х GM решил продавать Opel как Buick Opel. Эти машины страдали не только от своего глупого имени. Колебания валютных курсов относительно немецкой марки сделали производимые в Германии Buick Opel люто дорогими.
Вместо того чтобы перенести производство в Америку, GM начал продавать Isuzu с тем же шасси и дизайном и Opel под маркой Buick Opel by Isuzu. Это было худшее название во всей автоиндустрии. GM ведь мог просто продавать Opel как Opel. Ну это же очевидно! Honda продавала свои машины как Honda, а Volkswagen как Volkswagen.
Валютные проблемы испортили продажи милого мини-«Корветта» – Opel GT – автомобиля с самыми классными всплывающими фарами, которые активировались вручную огромным рычагом.
Opel Manta – что-то вроде немецкого Camaro – также не получил ни единого шанса в США. А в Германии он стал автомобилем мужланов-провинциалов и даже главным героем комедии «Манта», где показаны типичные «мантоводы» и отношение к ним окружающих.
Opel окончательно умер в Америке как отдельный бренд в 1980 году. С этого момента отношения Opel и GM действительно запутались. «Щупальца» осьминога General Motors начали наслаиваться друг на друга, поэтому различные рынки получали различные новинки, которые в ряде случаев конкурировали друг с другом.
А потом GM стало скучно, и его скуку можно систематизировать следующим образом: GM надоел Vauxhall, и он стал продавать в Великобритании «Опели» с новым логотипом. GM надоел Holden, и он стал продавать в Австралии «Опели» с новым логотипом. GM надоел Cadillac, и он дал ему один «Опель», известный как Catera, в качестве эксперимента. GM надоели Chevrolet и Oldsmobile, и он начал продавать Saturn. GM надоел Saturn, и он начал продавать в США «Опели» с новыми кузовными панелями. Одним словом, в истерике GM без бутылки не разобраться!
Тем не менее, вечно близорукий GM за годы совместного творчества дал «Опелю» несколько интересных автомобилей. Например, Opel Omega начала 90-х претерпел приличную модернизацию от Lotus и стал одним из самых быстрых автомобилей в мире. У нас он известен как Opel Lotus Omega или как Lotus Carlton.
Еще одно вмешательство Lotus проявилось в модели Speedster. У машины был отличный турбомотор! Однако он не соответствовал основной линейке и изо всех сил старался оправдать свое существование.
Opel GT (он же Saturn Sky, он же Pontiac Solstice) также не имел смысла. Opel – уравновешенный автомобиль. Двухместный родстер не мог изменить сложившуюся с годами картину.
Такими же веселыми, но забытыми оказались Calibra, Tigra и многие гоночные программы Opel, а ведь бренд выступал и в чемпионате мира по турингу, и в группе B классического ралли.
Итак, вы видите, что касательно Opel у GM никогда не было четкого плана. Может быть что-то дельное и вышло бы, если бы Opel не был вынужден подпитывать Buick и Isuzu, Vauxhall и Holden, Cadillac и Saturn. Может быть что-то дельное и вышло бы, если бы Opel получил финансирование на свои собственные программы. Может быть что-то дельное и вышло бы, если бы деятельность Opel была тщательно распланирована.
Вместо этого немецкие инженеры Opel продолжали корпеть над своими конструкциями, а GM использовал их работы, чтобы закрывать дыры по всем фронтам и на всех рынках.
Сказать, что Opel – это рулон скотча для GM, будет слишком мягко. Немецкая марка постоянно склеивала воедино отчаянно разваливавшуюся «задницу» GM, и у нее не хватало времени заниматься тем, чего от бренда ждали покупатели.
Конечно, под крылом компании с проверенной репутацией типа PSA «Опелю» будет гораздо лучше...
Добавить комментарий