В нашей памяти все еще свежи неприятные воспоминания о 2008 годе, когда экономика США рухнула, продажи автомобилей сдулись, и оба крупнейших американских концерна General Motors и Chrysler объявили о банкротстве. Потом наступил 2009-й, когда, наряду с другими драконовскими мерами, правительственные рабочие группы, диктовавшие свои условия для получения финансовой поддержки от налогоплательщиков, вынудили GM упразднить 4 бренда.
Выбор трех основных попавших под нож GM брендов был вполне очевиден: внедорожная икона Hummer стал политически некорректным, шведский Saab много лет исполнял роль денежной ямы, а Saturn с очень узкой продуктовой линейкой печально сник после своего бодрого старта. С другой стороны, массовый бренд Chevrolet, люксовый Cadillac и высокоприбыльный GMC точно могли не опасаться за свою судьбу.
Остались Pontiac и Buick, два бренда, выделяющиеся сильным наследием и историей, но страдающие от скромных продаж. Большинство были уверены, что «старческий автомобиль» Buick будет ликвидирован,а когда-то молодежный Pontiac и его былой имидж — возрожден. Поэтому мало кто понял, почему же в итоге случилось обратное: Buick выжил, Pontiac умер.
Первым ключевым фактором стала долгая, выдающаяся история Buick в Китае. В начале XX века у наиболее влиятельных граждан этой страны был Buick: они либо ездили на нем сами, либо позволяли себя возить. К 1930 году каждый шестой автомобиль на дорогах Шанхая был «Бьюиком». Поэтому когда в 1999 году GM начал производство автомобилей в Шанхае в рамках совместного предприятия, компания выбрала Buick. Сегодня он остается самым продаваемым брендом GM на этом быстрорастущем рынке.
Второй причиной стало новое привлекательное направление в дизайне, которое началось в 2006 году с трехрядного концептуального кроссовера Enclave. Вдохновленный в 2004 году кабриолетом Buick Velite соблазнительный «словарь форм», как его назвал вице-президент GM Design Эд Уэлберн, анонсировал будущие автомобили Buick. «Формы кузова парят, как будто их обдувает ветер», — восторгался Уэлберн, добавляя, что богато отделанный салон концепта Enclave предсказал «ренессанс в дизайне интерьеров GM». И когда в 2008 году началось серийное производство Enclave, от которого позже отпочковались соплатформенники Saturn и GMC (а позднее и Chevrolet), этот автомобиль действительно привлек внимание публики и начал хорошо продаваться.
И как только GM справился с таким неловким и болезненным банкротством, Buick мгновенно набрал обороты. Продолжив уверенно продаваться в Китае и существенно повысив рыночную долю в США, бренд продемонстрировал рекорды продаж четыре года подряд. За январь-октябрь 2016 года он преодолел отметку в 1 миллион глобальных продаж, показав 23-процентный рост по сравнению с 2015 годом. Ни одна международная марка за прошедший год не выросла так серьезно. А линейка Buick, известная в последнее время своими компактным (Verano), средним (Regal или двойник Opel Insignia) и крупным (LaCrosse) седанами, а также популярным трехрядным кроссовером (Enclave), начала двигаться в направлении гораздо больших объемов сбыта.
Компактный премиальный кроссовер Buick Encore (близнец Opel Mokka) три года назад успешно стимулировал еще не оперившийся сегмент и стал бестселлером бренда. В 2016 году Verano был упразднен, кабриолет Opel Cascada приехал из-за океана и взял себе «бьюиковский» шильдик, LaCrosse получил приятный редизайн, а кроссовер Envision грамотно встроился между Encore и Enclave. То ли еще будет в 2017 году!
Конечно чтобы трансформировать угасающий бренд в глобальный феномен роста, требуется нечто большее, чем просто привлекательный стиль. Начнем с того, что вследствие отсутствия Pontiac и умершего еще раньше Oldsmobile, Buick искусно заполнил «околопремиальную» ценовую и продуктовую брешь между Chevrolet и Cadillac. Его тихие полнофункциональные автомобили с хорошей внутренней отделкой конкурируют с Lexus, Infiniti, Acura и Lincoln. И поскольку Cadillac стремится еще выше, для Buick жизненное пространство тоже расширяется.
Среди других важных факторов – качество, надежность и удовлетворенность клиентов. Статистика показывает, что сегодня Buick силен во всех трех аспектах. Он занял седьмое место из тридцати трех представленных в США брендов позади BMW и впереди Lexus, Infiniti и других своих прямых конкурентов в рейтинге Initial Quality Study 2016, который измеряет наличие реальных и предполагаемых дефектов в первые три месяца владения. Дальше – лучше. Марка занимает солидное третье место позади первого Lexus в рейтинге Vehicle Dependability Study, который охватывает надежность за три полных года владения. Ну и сами клиенты в этих машинах души не чают.
В славных 50-х годах, когда GM доминировал на американском рынке, «Бьюики» считались машинами докторов. Они были быстрыми, надежными и подчеркивали успех владельца гораздо более тонко, чем показные и страдающие от избытка хрома Cadillac, Lincoln и Chrysler. Однако 40 лет последовавшего упадка опустили имидж бренда ко дну.
Двухместная Reatta (1988-1991) на базе Riviera была весьма хороша, однако ни в какое сравнение с более быстрым, сексуальным и дешевым Corvette не шла. А когда красивый и приятный в управлении (по стандартам 80-х) Park Avenue наконец сменил старый, похожий на кирпич флагманский седан, то кроме стареющего ядра фанатов марки это мало кто заметил. По крайней мере его плавные и надежные 3,8-литровые V6 хорошо себя зарекомендовали на дорогах и в гонках.
Но сейчас, три с лишним десятилетия спустя, Buick вновь проявился как горячий бренд. Он даже объявил о создании топового суббренда Avenir («будущее» по-французски) после дебюта на прошлогоднем Детройтском автошоу потрясающего концепта с аналогичным названием. А в Китае он показал собственную концептуальную версию электрокара Chevy Volt по имени Velite, который со стопроцентной вероятностью будет продаваться лучше, чем абсурдно дорогой Cadillac ELR на базе Volt первого поколения.
В России Buick официально не продается и никогда не продавался, но каждый уважающий себя энтузиаст должен помнить о нем и его заслугах.
Добавить комментарий