Рейтинг@Mail.ru
Главная / Обзор / PEELатес за рулем: история самого знаменитого микрокара

PEELатес за рулем: история самого знаменитого микрокара

PEELатес за рулем: история самого знаменитого микрокара

Мы все знакомы с замечательным Peel P50. Это самый маленький серийный автомобиль в истории, но откуда он ведет свое существование?

Мы все знакомы с замечательным Peel P50, на котором Джереми Кларксон однажды приехал в офис. Это самый маленький серийный автомобиль в истории, но откуда он ведет свое существование? Оказывается, это очень занимательная история. Крошечный микрокар был далеко не первым автомобилем с логотипом Peel, и даже не последним. Несмотря на то, что этот карлик был очень медленным, имя Peel тесно связано с одними из самых быстрых автомобилей планеты.

Компания Peel Engineering была запущена Сирилом Кэннелом на острове Мэн после Второй мировой войны. Во время войны Сирил был частью королевских ВВС и собирал самолеты Hawker Hurricane на борту авианосца Ark Royal. В конце войны он попал в Родезию (современная Зимбабве), где очень тосковал по дому и более простой жизни. Наконец он приехал в портовый городок Пил на маленьком острове между Англией и Ирландией, где организовал ремонтную мастерскую для лодок.

Бизнес шел хорошо, и Сирил искал возможность расшириться. Стекловолокно становилось все популярнее для судового оборудования, и в начале 50-х годов Сирил отправился в Америку, чтобы побольше узнать об этом материале. Там он впервые увидел его применение в автомобильных кузовах. Вернувшись домой, он сделал пресс-форму для стекловолоконных корпусов лодок и переоборудовал свою маленькую фабрику под производство стеклопластика. Сирил был талантливым инженером. Свои навыки он отточил в ВВС. Его лодки были сделаны на совесть. Они стали довольно популярны и привлекли внимание самых знаменитых жителей острова Мэн. Раз в год на остров приезжали мотоциклисты, чтобы принять участие в самой престижной и опасной гонке TT. В 1952 году один австралийский мотоциклист обратился к Сирилу с просьбой починить поврежденный обтекатель. Вероятно, тот очень хорошо его починил, поскольку скоро обтекатели Peel были у всех. В течение последующих двух лет Peel открыл полноценную линию по производству обтекателей Dolphin и Dustbin для крупнейших мотобрендов.

Самые быстрые гоночные мотоциклы имели свой наибольший успех, завернувшись в обтекатели Peel. Первое вторжение в мир наземных транспортных средств заставило Сирила вновь съездить в Америку.

В начале 50-х годов большинство британских автомобилей изготавливались на экспорт, и на островах наблюдался автомобильный дефицит. Одним из решений проблемы были кит-кары (машинокомплекты), которые можно было собрать на шасси старых автомобилей с проржавевшими кузовами. А поскольку стекловолокно идеально подходило для этого процесса, обращение одной из таких кит-кар-компаний к Сирилу не заставило себя долго ждать. Как ни странно, эта компания по имени Campbell находилась в Канаде. Они хотели продавать комплект небольшого спорткара, который можно бы было поставить на трубчатое шасси Buckler или любое другое шасси с колесной базой 2 286 мм.

Сам Ford хотел, чтобы Сирил производил автомобили непосредственно для них, однако Сирил отверг предложение американского концерна, потому что хотел оставаться независимым. Использовав опыт с Campbell, Сирил построил более красивый и продвинутый кит-кар под названием P1000. Он имел примерно те же размеры, состоял из трех секций + двери и был более изощренным, чем Campbell. Около 100 было произведено, выжили 3.

Сирил хотел расширить автомобильное производство Peel, но местные власти отклонили его просьбу о финансировании расширения завода. Тогда Сирил приступил к разработке карликовых транспортных средств. Manxcar, дебютировавший в 1955 году, был трехколесным микрокаром с некоторыми довольно умными конструктивными особенностями.

У него было легкое трубчатое Т-образное шасси с одним задним колесом, приводимым в движение 325-кубовым мотором Anzani. Естественно он был изготовлен из стеклопластика и состоял в основном из простых плоских панелей. Дверные петли находились на одном углу, поэтому дверь элементарно сдвигалась заподлицо с кузовом. Крошечный хэтчбек выглядел неуклюже, но вполне мог рассчитывать на успех.

Тем не менее, у Peel возникли проблемы с государственной таможенно-акцизной службой Великобритании, которая обложила автомобиль налогами. В итоге лишь один прототип был построен, а сам проект заброшен. При этом данный автомобиль был продан и зарегистрирован и использовался на острове Мэн несколько лет. В настоящее время его местонахождение неизвестно.

Сам же Peel вернулся к лодкам, обтекателям и другим изделиям из стекловолокна. В 1962 году Сирил захотел оценить, насколько маленькой можно сделать машину. Собственно, это и была вся мотивация для P50. Сирил спроектировал машину вместе с Генри Киссаком. Они привезли ее как некий сюрприз на мотоциклетное шоу в лондонский выставочный центр Эрлс Корт.

У машины не было ни мотора, ни трансмиссии. Он был даже меньше, чем последующий серийный образец. Спереди было одно колесо, а внутрь с трудом пролезал человек средней комплекции. Как и следовало ожидать, проект получил много внимания. Большинство людей воспринимали машину с улыбкой, и Сирил подумал, что она будет жизнеспособной. Прототип оказался неустойчивым, поэтому Сирил и Генри переоформили его: одно колесо было перенесено назад, а кузов был увеличен, чтобы на автомобиле могли ездить не только йоги.

P50 ездил на колесах от тележки, прикрученных к простейшему шасси. 50-кубовый 4,5-сильный моторчик DKW и 3-ступенчатая трансмиссия вращали заднее колесо посредством цепного привода. У Peel было реечное рулевое управление, подвеска на винтовых пружинах и тормоза на всех трех колесах. Задней передачей была ваша нога или вы могли просто выйти из машины и повернуть ее на 180 градусов за специальную смонтированную сзади ручку.

Никаких приборов не было, так как до вменяемых скоростей Peel не разгонялся, а знать, насколько медленно вы едете, было совсем необязательно. Автомобиль продавался по цене 195 фунтов, а рекламный слоган гласил: «это почти дешевле, чем ходить»! С расходом 2,6 л/100 км маркетологи вероятно были правы. Peel выпускался в белом, красном и синем цветах. Всего было построено и выпущено от 50 до 70 штук. Мы с трудом можем поверить, что кто-то покупал эту букашку как транспорт. Внутрь помещалось только ваше тело. Забудьте про покупки. Даже обычный портфель всерьез осложнял жизнь. Что еще хуже, большая часть силового агрегата находилась в салоне, что сопровождало поездку оглушительным грохотом. Колесная база была настолько коротка, а колеса настолько малы, что эксплуатация на чем-либо, кроме идеально гладкого асфальта, превращалась в кошмар. У него также не было мягкой набивки сидений: на металлический каркас был просто брошен кусок винила.

Эпоха увлечения микрокарами была давно окончена, но Peel был уникален и создавал фурор, где бы ни появлялся. 60-е были в самом разгаре, и крошечный P50 находился на пике своей славы. На продвижение машины тратились огромные средства. В одном из рекламных роликов Сирил заехал на своем детище на башню в Блэкпуле. Машина поднялась по эскалаторам и выехала на смотровую площадку на балконе. Через год после своего дебюта Peel получил продолжение. Сирил захотел внедрить еще одно сиденье в P50, чтобы вы могли взять с собой близкого друга или пакет с продуктами. Вместе с Киссаком они оформили Trident – чужеродный аппарат из стекловолокна и акрила.

Каким бы крутым он ни казался, он был еще менее практичным, чем P50. Он открывался вверх как моллюск, что делало посадку и высадку жутко неудобной. Небольшой пакет разместить можно было, но второй человек ложился непосильной ношей для 4,5 лошадиных сил. Рекламный слоган можно было переделать в таком ключе: «это почти быстрее, чем ходить»! Не говоря уже о том, что под этим прозрачным куполом было довольно душно.

Было построено 45 Trident. В попытке взвинтить продажи 3 или 4 автомобильчика получили 98-кубовые моторы от скутера Triumph, а один был даже экспортирован в Северную Америку. В качестве последнего вздоха в линейку был добавлен электромотор с запасом хода 65 км. Был продан один экземпляр, и «массовое» производство автомобилей на острове Мэн закончилось.

Однако фабрика Peel произвела на свет еще несколько машин. Одной из них был Viking – милый кит-кар со странными пропорциями для шасси Mini. Он выглядел как уменьшенный Saab Sonett и был радушно принят во время гонки TT в 1967 году. Было продано около 40 комплектов.

Успешная работа с обтекателями и лодками продолжалась до середины 70-х годов, после чего сотрудники компании выкупили бизнес и изменили название. Сегодня P50 наряду с Isetta – возможно самый известный микрокар в мире. До сегодняшних дней дожили 25-30 оригинальных P50 и 20 Trident. Peel по сути не сделал деньги на своих автомобилях, однако приобрел всеобщую известность, что, судя по всему, и было смыслом всей этой авантюры. Сегодня вы можете обратиться к Энди Картеру, и он сделает вам точную реплику за 10 000 долларов. Сирил Кэннел умер в 2008 году, но он успел увидеть, как в его крошечную машину влюбилось целое новое поколение.

Поделиться

Добавить комментарий

авторизaция для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь или войдите через

Автоблог

Сегодня в продаже

Skoda Octavia
Skoda Octavia 583 000 руб. 2015
Volkswagen Tiguan
Volkswagen Tiguan 968 000 руб. 2015
Kia Picanto
Kia Picanto 490 000 руб. 2014
Citroen C4
Citroen C4 699 000 руб. 2015
Audi A8
Audi A8 2 295 000 руб. 2013
Toyota Corolla
Toyota Corolla 739 000 руб. 2015
ВходРегистрация