Мы все знакомы с замечательным Peel P50, на котором Джереми Кларксон однажды приехал в офис. Это самый маленький серийный автомобиль в истории, но откуда он ведет свое существование? Оказывается, это очень занимательная история. Крошечный микрокар был далеко не первым автомобилем с логотипом Peel, и даже не последним. Несмотря на то, что этот карлик был очень медленным, имя Peel тесно связано с одними из самых быстрых автомобилей планеты.
Компания Peel Engineering была запущена Сирилом Кэннелом на острове Мэн после Второй мировой войны. Во время войны Сирил был частью королевских ВВС и собирал самолеты Hawker Hurricane на борту авианосца Ark Royal. В конце войны он попал в Родезию (современная Зимбабве), где очень тосковал по дому и более простой жизни. Наконец он приехал в портовый городок Пил на маленьком острове между Англией и Ирландией, где организовал ремонтную мастерскую для лодок.
Бизнес шел хорошо, и Сирил искал возможность расшириться. Стекловолокно становилось все популярнее для судового оборудования, и в начале 50-х годов Сирил отправился в Америку, чтобы побольше узнать об этом материале. Там он впервые увидел его применение в автомобильных кузовах. Вернувшись домой, он сделал пресс-форму для стекловолоконных корпусов лодок и переоборудовал свою маленькую фабрику под производство стеклопластика. Сирил был талантливым инженером. Свои навыки он отточил в ВВС. Его лодки были сделаны на совесть. Они стали довольно популярны и привлекли внимание самых знаменитых жителей острова Мэн. Раз в год на остров приезжали мотоциклисты, чтобы принять участие в самой престижной и опасной гонке TT. В 1952 году один австралийский мотоциклист обратился к Сирилу с просьбой починить поврежденный обтекатель. Вероятно, тот очень хорошо его починил, поскольку скоро обтекатели Peel были у всех. В течение последующих двух лет Peel открыл полноценную линию по производству обтекателей Dolphin и Dustbin для крупнейших мотобрендов.
Самые быстрые гоночные мотоциклы имели свой наибольший успех, завернувшись в обтекатели Peel. Первое вторжение в мир наземных транспортных средств заставило Сирила вновь съездить в Америку.
В начале 50-х годов большинство британских автомобилей изготавливались на экспорт, и на островах наблюдался автомобильный дефицит. Одним из решений проблемы были кит-кары (машинокомплекты), которые можно было собрать на шасси старых автомобилей с проржавевшими кузовами. А поскольку стекловолокно идеально подходило для этого процесса, обращение одной из таких кит-кар-компаний к Сирилу не заставило себя долго ждать. Как ни странно, эта компания по имени Campbell находилась в Канаде. Они хотели продавать комплект небольшого спорткара, который можно бы было поставить на трубчатое шасси Buckler или любое другое шасси с колесной базой 2 286 мм.
Сам Ford хотел, чтобы Сирил производил автомобили непосредственно для них, однако Сирил отверг предложение американского концерна, потому что хотел оставаться независимым. Использовав опыт с Campbell, Сирил построил более красивый и продвинутый кит-кар под названием P1000. Он имел примерно те же размеры, состоял из трех секций + двери и был более изощренным, чем Campbell. Около 100 было произведено, выжили 3.
Сирил хотел расширить автомобильное производство Peel, но местные власти отклонили его просьбу о финансировании расширения завода. Тогда Сирил приступил к разработке карликовых транспортных средств. Manxcar, дебютировавший в 1955 году, был трехколесным микрокаром с некоторыми довольно умными конструктивными особенностями.
У него было легкое трубчатое Т-образное шасси с одним задним колесом, приводимым в движение 325-кубовым мотором Anzani. Естественно он был изготовлен из стеклопластика и состоял в основном из простых плоских панелей. Дверные петли находились на одном углу, поэтому дверь элементарно сдвигалась заподлицо с кузовом. Крошечный хэтчбек выглядел неуклюже, но вполне мог рассчитывать на успех.
Тем не менее, у Peel возникли проблемы с государственной таможенно-акцизной службой Великобритании, которая обложила автомобиль налогами. В итоге лишь один прототип был построен, а сам проект заброшен. При этом данный автомобиль был продан и зарегистрирован и использовался на острове Мэн несколько лет. В настоящее время его местонахождение неизвестно.
Сам же Peel вернулся к лодкам, обтекателям и другим изделиям из стекловолокна. В 1962 году Сирил захотел оценить, насколько маленькой можно сделать машину. Собственно, это и была вся мотивация для P50. Сирил спроектировал машину вместе с Генри Киссаком. Они привезли ее как некий сюрприз на мотоциклетное шоу в лондонский выставочный центр Эрлс Корт.
У машины не было ни мотора, ни трансмиссии. Он был даже меньше, чем последующий серийный образец. Спереди было одно колесо, а внутрь с трудом пролезал человек средней комплекции. Как и следовало ожидать, проект получил много внимания. Большинство людей воспринимали машину с улыбкой, и Сирил подумал, что она будет жизнеспособной. Прототип оказался неустойчивым, поэтому Сирил и Генри переоформили его: одно колесо было перенесено назад, а кузов был увеличен, чтобы на автомобиле могли ездить не только йоги.
P50 ездил на колесах от тележки, прикрученных к простейшему шасси. 50-кубовый 4,5-сильный моторчик DKW и 3-ступенчатая трансмиссия вращали заднее колесо посредством цепного привода. У Peel было реечное рулевое управление, подвеска на винтовых пружинах и тормоза на всех трех колесах. Задней передачей была ваша нога или вы могли просто выйти из машины и повернуть ее на 180 градусов за специальную смонтированную сзади ручку.
Никаких приборов не было, так как до вменяемых скоростей Peel не разгонялся, а знать, насколько медленно вы едете, было совсем необязательно. Автомобиль продавался по цене 195 фунтов, а рекламный слоган гласил: «это почти дешевле, чем ходить»! С расходом 2,6 л/100 км маркетологи вероятно были правы. Peel выпускался в белом, красном и синем цветах. Всего было построено и выпущено от 50 до 70 штук. Мы с трудом можем поверить, что кто-то покупал эту букашку как транспорт. Внутрь помещалось только ваше тело. Забудьте про покупки. Даже обычный портфель всерьез осложнял жизнь. Что еще хуже, большая часть силового агрегата находилась в салоне, что сопровождало поездку оглушительным грохотом. Колесная база была настолько коротка, а колеса настолько малы, что эксплуатация на чем-либо, кроме идеально гладкого асфальта, превращалась в кошмар. У него также не было мягкой набивки сидений: на металлический каркас был просто брошен кусок винила.
Эпоха увлечения микрокарами была давно окончена, но Peel был уникален и создавал фурор, где бы ни появлялся. 60-е были в самом разгаре, и крошечный P50 находился на пике своей славы. На продвижение машины тратились огромные средства. В одном из рекламных роликов Сирил заехал на своем детище на башню в Блэкпуле. Машина поднялась по эскалаторам и выехала на смотровую площадку на балконе. Через год после своего дебюта Peel получил продолжение. Сирил захотел внедрить еще одно сиденье в P50, чтобы вы могли взять с собой близкого друга или пакет с продуктами. Вместе с Киссаком они оформили Trident – чужеродный аппарат из стекловолокна и акрила.
Каким бы крутым он ни казался, он был еще менее практичным, чем P50. Он открывался вверх как моллюск, что делало посадку и высадку жутко неудобной. Небольшой пакет разместить можно было, но второй человек ложился непосильной ношей для 4,5 лошадиных сил. Рекламный слоган можно было переделать в таком ключе: «это почти быстрее, чем ходить»! Не говоря уже о том, что под этим прозрачным куполом было довольно душно.
Было построено 45 Trident. В попытке взвинтить продажи 3 или 4 автомобильчика получили 98-кубовые моторы от скутера Triumph, а один был даже экспортирован в Северную Америку. В качестве последнего вздоха в линейку был добавлен электромотор с запасом хода 65 км. Был продан один экземпляр, и «массовое» производство автомобилей на острове Мэн закончилось.
Однако фабрика Peel произвела на свет еще несколько машин. Одной из них был Viking – милый кит-кар со странными пропорциями для шасси Mini. Он выглядел как уменьшенный Saab Sonett и был радушно принят во время гонки TT в 1967 году. Было продано около 40 комплектов.
Успешная работа с обтекателями и лодками продолжалась до середины 70-х годов, после чего сотрудники компании выкупили бизнес и изменили название. Сегодня P50 наряду с Isetta – возможно самый известный микрокар в мире. До сегодняшних дней дожили 25-30 оригинальных P50 и 20 Trident. Peel по сути не сделал деньги на своих автомобилях, однако приобрел всеобщую известность, что, судя по всему, и было смыслом всей этой авантюры. Сегодня вы можете обратиться к Энди Картеру, и он сделает вам точную реплику за 10 000 долларов. Сирил Кэннел умер в 2008 году, но он успел увидеть, как в его крошечную машину влюбилось целое новое поколение.
Добавить комментарий