Рейтинг@Mail.ru
Читайте нас в Дзене: zen.yandex.ru/autoutro zen.yandex.ru/id/5ac2783fdcaf8ec068a940dd
Главная / Обзор / Toyota Hilux, давший имя африканской войне

Toyota Hilux, давший имя африканской войне

Toyota Hilux, давший имя африканской войне

Никто бы никогда не догадался, что пикап Toyota сыграет важную роль в истории войны

Генри Форд однажды сказал:«Если бы я спросил людей, чего они хотят, они сказали бы: более быстрых лошадей». Так начинается одна из серий передачи Джеймса Мэя «Автомобили и люди», премьера которой состоялась в январе. Если вы еще не видели ее, то обязательно посмотрите, потому что помимо всего прочего в ней упомянут один из самых интересных фактов о гражданских автомобилях на войне.

Вместо того, чтобы осуществить мечту всех людей, судьба решила свести к минимуму роль лошадей и сосредоточить свое внимание на ДВС. В XX веке военная логистика прошла через процесс механизации, который навсегда изменил облик современных военных действий.

Но никто бы никогда не догадался, что пикап Toyota сыграет важную роль в истории войны. Это малоизвестная история о том, как армия, снабженная 400 пикапами Toyota, перехитрила и переиграла превосходящего по силе противника с танками и самолетами.

Toyota Hilux во всем мире уже является синонимом утилитарности. Это идеальный автомобиль работяг (фермеров и строителей), потому что он жесткий как гвоздь и чрезвычайно надежный. Выпуск Toyota Hilux в 1968 году совпал с невиданной ранее формой конфликта. В странах третьего мира конец хипповских 60-х был эпохой подъема большого волнения, временем, которое характеризовалось восстанием против гражданской власти с помощью АК-47.

Повстанческие армии проросли как грибы во всех странах, не присоединившихся к НАТО или Восточному блоку. Toyota Hilux стал незаменимым помощником бандформирований, их прочность оказалась очень полезна в песочных пустынях Северной Африки и Ближнего Востока.

Война «Тойот» началась в 1972 году, когда Ливия при непонятных обстоятельствах аннексировала полосу Аузу — часть земли на севере Чада вдоль границы с Ливией.

Соблазнившись перспективой нахождения месторождений урана для развития атомной энергетики, Ливия отправила свои войска и установила авиабазу к северу от Аузу, после чего ливийская армия создала там гражданскую администрацию. Феликс Маллум, президент Республики Чад, заявил о проблеме оккупации в ООН, и тогда ситуация стала кроваво-горячей для Муаммара Каддафи и ливийской армии.

Чадско-ливийский конфликт официально начался в 1978 году. Ливия провела четыре интервенции в Чад: в 1978, 1979, 1980–1981 и 1983–1987 годах. Во время этих вмешательств Каддафи снабжал деньгами многочисленные группировки, участвовавшие в войне. Опуская все эти военные разборки, обратим внимание на 16 декабря 1986 года. В тот вторник Чадско-ливийский конфликт перешел в свою заключительную фазу — Войну «Тойот».

На рубеже 1968 года ливийские вооруженные силы насчитывали 8000 солдат, 300 танков, 60 боевых самолетов, вертолеты Ми-24, ракетные пусковые установки, а также обычное артиллерийское оружие. Но у этой грозной армии был низкий боевой дух и недостаточное знание местности полосы Аузу. Ливийцы должны были воевать против вооруженных сил Чада, насчитывавших 10 000 солдат. Вы все поняли правильно — у них не было ни самолетов, ни вертолетов, ни танков, ничего! Единственной надеждой выдворить ливийцев из Аузу были 10 000 солдат с ограниченным запасом противотанкового и зенитного оружия без какого-либо транспорта.

Однако в начале 1987 года ситуация изменилась. Франция как бывшая метрополия решила оказать Чаду помощь, и французские ВВС предоставили 10-тысячной армии около 400 внедорожников Toyota.

Хотя нет никаких официальных документов о том, почему Франция решила направить Чаду пикапы Toyota вместо настоящих военных автомобилей, у нас есть подозрение, что они были дешевле, чем Humvee, надежнее, чем танки, и проще в эксплуатации, чем самолеты. О, и всемирно известная надежность и долговечность Toyota Hilux были достаточными для того, чтобы у кого-то возникла идея: а почему бы не установить на них зенитные ракетные комплексы и ПТРК «Милан»?

Поэтому финальная фаза Чадско-ливийского конфликта получила название Война «Тойот». Ее поворотным моментом стало сражение за административный центр Фада. 2 января 1987 года Хассан Джамус, главнокомандующий армией Чада и двоюродный брат нынешнего президента, вывел на бой 3 тысячи своих солдат.

В жестокой схватке с 1200 ливийскими солдатами и 400 членами Демократического революционного народного ополчения, армия Чада со своими внедорожниками Toyota разнесли в щепки ливийскую цитадель в Фаде. В конце дня вооруженное ливийское подразделение потеряло 784 солдата, 92 боевых танка T-55 и 33 БМП.

Потери армии Чада при этом были минимальны: 18 солдат и 3 пикапа Toyota. 3-го и 4-го января ливийские ВВС пытались истребить чадских солдат и их машины, но все попытки бомбардировок провалились благодаря выдающейся мобильности Toyota Hilux. Через месяц после этой эпической битвы было достигнуто соглашение о прекращении огня. По окончании этой войны Международный суд ООН отклонил притязания Ливии на полосу Аузу в 1994 году. Гип-гип ура Чаду!

Забудьте про эти фотографии боевиков ИГИЛ (запрещенной в России террористической организации), стреляющих в небо из своих АК-47 с пикапов Toyota. На секунду забудьте об ужасающем терроризме и подумайте о победе Чада над Ливией. Если бы не было этих автомобилей, все обернулось бы к худшему для Чада и для всего свободного мира. А самое главное, что битва за Фаду стала первой военной победой, в которой использовались легкие внедорожники с оружием.

Можно найти здесь некоторое сходство с рейдами, проведенными Группой дальней разведки пустыни (LRDG) британской армии во Второй мировой войне, но Война «Тойот»гораздо экстравагантнее обычных приемов ведения боя.

Благодаря своей блестящей стратегии использовать пикапы Toyota, чтобы добиться преимущества над тяжелыми танками, командир Хассан Джамус доказал, что одна только огневая мощь не поможет выиграть войну. Помогает ум и мужество. За выдающиеся заслуги перед Республикой Чад, именем Хассана Джамуса назвали Международный аэропорт в столице страны Нджамене.

Toyota Hilux —полезный внедорожник для жителей западного мира, но никогда не стоит забывать, что это простое транспортное средство, с помощью которого вы перевозите обычные вещи, также обладает силой формировать границы мира, в котором мы живем.

Поделиться

Добавить комментарий

авторизaция для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь или войдите через

Автоблог

ВходРегистрация