Посетители павильона General Motors под названием «Шоссе и горизонты» на нью-йоркской ярмарке 1939-40 годов, столкнувшись лицом к лицу с видением будущего, уходили в благоговейном трепете. Работа известного дизайнера Нормана Бела Геддеса – экспонат «Футурама» – предсказал ключевые моменты развития транспортных систем в 1960 году, многие из которых сбылись. Другие «взгляды» в будущее включали «Превью прогресса», изобретения, которые казались волшебными: нити, сделанные из молока; гнущееся стекло; аппарат Frig-O-Therm, который готовил и замораживал одновременно; говорящий фонарик, передававший речь через луч света. Однако верхнюю строчку посещаемости вместе с «Футурамой» и «Превью прогресса» делил «Стеклянный автомобиль – первый полноразмерный прозрачный автомобиль, когда-либо изготовленный в Америке».
Над шасси Pontiac Deluxe Six 1939 года GM колдовал вместе с Rohm & Haas, химической компанией, которая незадолго до этого разработала плексиглас. Первый в мире прозрачный акриловый листовой продукт – плексиглас – был непрогнозируемым открытием, вытекшим из опытов Rohm & Haas с многослойным безосколочным стеклом. На основе чертежей четырехдверного седана Pontiac компания Rohm & Haas построила точную копию кузова, использовав плексиглас вместо внешнего листового металла.
На структурные компоненты днища было нанесено медное покрытие. Все оборудование, включая приборную панель, было хромированным. Резиновые молдинги и шины автомобиля были выкрашены в белый цвет. Вся работа стоила 25 000 долларов – астрономическая сумма в те дни.
Плексиглас продолжал использоваться в важных военных целях (носы бомбардировщиков, убежища и орудийные башни) во время Второй Мировой войны, где его прочность и прозрачность повлияли на исход. После войны Rohm & Haas разработали бесчисленное множество атрибутов для гражданского применения: светильники, железнодорожные вагоны, автомобили и так далее. С возможностью прессования практически в любую форму и красителями с неограниченным выбором цветов, он остается важным коммерческим и военным материалом.
Согласно Центру наследия GM второй автомобиль на базе модели Torpedo Eight был спешно построен для экспозиции Золотые ворота на Острове сокровищ, искусственном острове в заливе Сан-Франциско. Как только ее витрины были закрыты, оба плексигласовых «Понтиака» или «автомобиля-призрака», как их часто называли, начали свои гастроли по дилерам внутри страны. Deluxe Six - единственный выживший экземпляр.
Автомобиль находится в отличном состоянии, что свидетельствует о долговечности плексигласа в эру, когда автомобильный пластик самоуничтожался за несколько лет. Хотя кузов и приобрел несколько сколов и трещин, он остался структурно плотен и косметически чист, выставляя напоказ «внутренности» автомобиля-призрака, как это было более 70 лет назад.
Автомобиль ездит на своих оригинальных полностью белых королевских шинах. С самого начала он задумывался как автомобиль для повседневной эксплуатации, хотя чрезмерное использование нанесло бы непоправимый вред. Одометр показывает 86 миль. Недавно прошла единственная сервисная операция по замене топливных магистралей.
Неудивительно, что на автомобиле отсутствует идентификационный номер транспортного средства. Даже обработанная выпуклость для указания номера двигателя пуста. Для этой машины традиционно используется номер 3113436 (вероятно, номер компонента, найденный на радиаторе). «Призрак» не подходит для езды, но, как уникальный артефакт автомобильной и культурной истории, он заслуживает более широкой аудитории. Его безусловно будут приветствовать на всевозможных выставках и конкурсах, а также музейных экспозициях. На сегодняшний день это уже не единственный прозрачный автомобиль, но он достоин занимать свое место в истории.
30 июля 2011 года на аукционе в Мичигане этот шедевр был продан за незначительные для такой уникальной машины 308 000 долларов.
Добавить комментарий