Существует множество моторных конфигураций, способных генерировать огромное количество мощности. Взгляните хотя бы на Volvo, который выдавливает из 2-литровых турбочетверок порядка 400-450 л. с. Однако мало что доставляет мощность так гладко и шелковисто, как 12 цилиндров.
Долгое время считаясь вершиной мышления для ДВС, V12 приводил в движение суперкары, люксовые гран-туризмо, гламурные кабриолеты, пафосные седаны и даже некоторые внедорожники. Однако набирающие обороты турбонагнетатели и гибриды выставили атмосферные двенадцатицилиндровики на задворки индустрии. Неужели этим моторам уготована судьба динозавров?
Пока еще существует целый ряд автопроизводителей, предлагающих 12-цилиндровые моторы, и многие из них стремятся придерживаться этого формата так долго, как смогут. Давайте познакомимся с ними поближе...
Ferrari. Автопроизводитель, первым приходящий на ум, когда речь заходит о V12, - это Ferrari. Его первая модель (125 S 1947 года) располагала V12 объемом всего 1,5 литра, и хотя Формула-1 давно отказалась от 12 цилиндров, фабрика в Маранелло до сих пор выпускает их для гражданских (если можно их так назвать) автомобилей. Хотя Ferrari долгое время были сосредоточены на V6, сегодня их актуальные модели оснащаются либо V8, либо V12. Поскольку давление экологов повышается, Ferrari приходится прикручивать к своим V8 турбины, а 12-цилиндровым суперкарам предлагать в ассистенты гибридные системы, как это было с флагманом LaFerrari. Но на данный момент F12 и GTC4Lusso остаются атмосферными со своей дюжиной цилиндров, готовых выстрелить по первому зову!
Lamborghini. Другим стойким сторонником V12 является Lamborghini, на совести которого такие легендарные 12-цилиндровые суперкары, как Miura, Countach, Diablo и Murcielago. Сегодня эту традицию чтит Aventador, расположившийся в иерархии над оснащенным V10 Huracan. Когда-то Lamborghini даже выпустил «хаммероподобный» LM002 с V12, хотя ожидающийся кроссовер Urus получит твин-турбо V8.
Pagani. Pagani выпускает суперкары с V12, но двигатели разрабатывает не сам. Он берет их у Mercedes-AMG. Безнаддувные V12 объемом от 6 до 7,3 литров питали Zonda, а Huayra достался уже твин-турбо агрегат. Приверженность двенадцати цилиндрам отличает Pagani от соперников типа Koenigsegg (использует V8) и Bugatti (использует W16).
Aston Martin. Еще в конце 90-х годов, когда компания принадлежала «Форду», инженеры Aston Martin завладели парочкой V6 от Mondeo и слепили из них 6-литровый V12. Двигатель был запущен в 1999 году специально для DB7 и с тех пор продолжает кормить все, что делает Aston. Как и Pagani, Aston заключил контракт с Mercedes-AMG на разработку твин-турбо V12 для своего нового DB11 и последующих моделей, однако Aston Martin производит двигатели на собственном заводе в Кельне. Источники сообщают, что британская компания сохранит старый атмосферный V12 для какого-нибудь внезапного проекта, так что пока рано списывать его со счетов.
Bentley и Audi. Крупнейший в мире производитель 12-цилиндровых двигателей не делает V12 вообще, потому что Bentley располагает свои цилиндры в виде буквы W – четыре блока по 3 цилиндра в каждом. Обладая твин-турбо и 6 литрами объема, они служат во благо купе Continental GT и GTC, седана Flying Spur и нового кроссовера Bentayga. Bentley также когда-то поставляла свои моторы материнской компании Volkswagen и до сих пор это делает для Audi A8, который доступен с 500-сильным 6,3-литровым W12.
BMW и Rolls-Royce. BMW вносит свои пять копеек в сегмент двенадцатицилиндровых двигателей. То же самое можно сказать и о дочерней марке Rolls-Royce. Баварская компания представила свой первый V12 на 7-Series почти 30 лет назад. Сегодня 6,6-литровый твин-турбо V12 на M760Li xDrive также питает Rolls-Royce Ghost, Wraith и Dawn. Тем временем Rolls выпускает свой чуть более крупный 6,75-литровый атмосферный V12 для Phantom, но поскольку эта модель недавно была снята с производства, никто не даст гарантий, что мотор также не отправят на пенсию.
Mercedes. Помимо проектирования V12 для Pagani и AstonMartin, Mercedes также предлагает свои собственные моторы. S-класс и его производную Maybach можно заказать в версии S600 с 5-литровым твин-турбо V12, но настоящие жемчужины лежат в мастерской в Аффальтербахе, где производятся модели AMG. S65, SL65 и G65 оснащены еще более эффектным собранным вручную 621-сильным агрегатом. Его момент равен 1001 Нм, и большинство трансмиссий и систем полного привода из портфолио компании не могут его переварить.
Toyota. Секундочку! Toyota делает V12? Да, но только для одной модели, которая продается только на местном рынке. Она называется Toyota Century. Это степенный роскошный седан, использующий 5-литровый V12, настроенный скорее на плавность, чем на перфоманс. В нем всего около 300 л. с. и около 400 Нм, что делает мотор весьма неэффективным, но удобным для крейсерских поездок вокруг Токио. Специальная версия Century Royal предназначена для императора и его семьи. Китайский лидер Си Цзиньпин также передвигается на 12 цилиндрах, установленных в ретромобиле Hongqi L5.
«Дух прошлого рождества». Помимо тех, кто производит V12, есть бренды, которые уже с этим завязали. Самый заметный среди них – Jaguar, который отказался от V12 в пользу V8. Maserati MC12 был основан на 12-цилиндровом Ferrari Enzo. Bugatti EB110 оснащалась компактным 3,5-литровым квад-турбо V12. McLaren F1 использовал V12 от BMW, Vector – V12 от Lamborghini. Когда-то V12 производил и Lincoln. У Audi был дизельный V12 на Q7, а Volkswagen использовал W12 от Bentley на моделях Phaeton и Touareg.
Мы не удивимся, если Toyota и Hongqi прекратят ставить V12 на свои локальные седаны, но Ferrari, Lamborghini, Aston Martin, Bentley, Rolls-Royce, BMW и Mercedes однозначно будут продолжать.
И вопрос даже не в том, увидим ли мы V12 в обозримом будущем, а в том, в какой форме они будут существовать. Mercedes, Aston Martin, Pagani, BMW, Rolls-Royce и Bentley турбируют свои моторы, а Ferrari прибегает к помощи электромотора. Следовательно, Lamborghini может остаться единственным брендом, предлагающим чистейшие V12. Надеемся, что этот факел в Санте Агате продолжит гореть...
Добавить комментарий