В конце 80-х годов Oldsmobile пытался стряхнуть с себя пенсионерский имидж с помощью рекламной кампании «Oldsmobile не для вашего дедушки». Не сработало. Однако примерно в это же время они выпустили на свет футуристичный концепт, который выглядел как идеальный автомобиль для ваших пра-правнуков.
К сожалению, пра-правнуки на нем не ездят, потому что Oldsmobile давно мертв...
Конец 80-х был не самой лучшей эпохой для бренда, но это не повод игнорировать потрясающий Aerotech – один из самых интересных гоночных концептов того десятилетия. Однажды милю с ходу он прошел, показав скорость 430 км/ч. Вот уж действительно Oldsmobile не для вашего дедушки...
Как же такая безумная машина вышла именно под брендом Oldsmobile (ведь у GM в портфолио было множество громких имен)? Все началось с разработки двигателя Oldsmobile Quad-4. Это был 2,3-литровый 4-цилиндровый мотор, чьи 150 л. с. и 217 Нм конкурировали с показателями многих V6 той эпохи.
Некоторые авторитетный люди из GM увидели тонны потенциала в двигателе Quad-4 и решили доказать это самым показным способом: побив рекорды скорости! Они завербовали Эда Уэлберна (известного нам по блестящей работе в Cadillac), чтобы тот спроектировал гладкий кузов, способный вдребезги разбивать все рекорды.
Видите ли, не каждый нормальный человек может пилотировать машины, разработанные для рекордов скорости. Это обязательно должен быть человек с бесспорными пилотажными навыками, с огромными медными шарами между ног и предпочтительно из Техаса. Как насчет Эй Джей Фойта?
Quad-4 был хорош, но нельзя же покорять такие непостижимые скорости с таким тщедушным двигателем! Мощность решили нарастить с помощью турбо! Центр наследия GM сообщает, что в Aerotech использовались два Quad-4: версия с одной турбиной мощностью 900 л. с. и версия твин-турбо мощностью 1000 л. с.
Что касается самого автомобиля, то он выглядел как болид, каковым по сути и был: шасси позаимствовали у March 84C CART, выигравшего в том году Indianapolis 500. Кузов был изготовлен из углеволокна. У Aerotech было три версии: одна с длинным хвостом и две с коротким.
Что еще делало его особенным? Ну, чтобы покушаться на рекорды скорости, одной мощности не хватит. У Aerotech под кузовом находились регулируемые панели, способные контролировать распределение прижимной силы по всей длине машины. Это также был один из самых аэродинамичных автомобилей в истории.
Внутри он выглядел удивительно. Здесь речь шла скорее о кокпите истребителя F16, нежели о салоне автомобиля. В нем располагались цифровые экраны приборов и проекция на прозрачный элемент перед водителем. Эту машину и вправду нужно было пилотировать, а не водить.
В конце августа 1987 года команда Aerotech отправилась на 7,7-мильный тестовый трек недалеко от Форта-Стоктона (Техас) и побила несколько рекордов, некоторые из которых до сих пор не превзойдены.
На круге Фойт превзошел державшиеся с 1979 года показатели стримлайнера Mercedes, показав скорость 414 км/ч на «короткохвостом» Aerotech. Миля с ходу, показанная Филом Хиллом на стримлайнере MG в 1959 году, также стала историей: «длиннохвостый» Aerotech показал среднюю скорость двух попыток 430 км/ч (хотя в более удачной из двух было показано 448 км/ч). На прямых Фойт умудрился разогнаться до 467 км/ч. Однозначно машина себя оправдала.
Планировалась ли она для производства? Вряд ли. Автомобили, предназначенные для рекордов скорости, как правило не становятся серийными. Quad-4 сослужил свою службу на многих Pontiac, Buick и Oldsmobile, но конечно не в той жутко мощной итерации, о которой мы тут говорим.
В 1992 году Oldsmobile вернулся в Форт Стоктон с новой версией Aerotech – на этот раз укомплектованный 4-литровым V8 от Oldsmobile Aurora. За 8 дней он побил 47 рекордов скорости на дальних дистанциях.
Все эти машины многократно использовались на PR-мероприятиях Oldsmobile, но этого оказалось недостаточно, чтобы спасти бренд и убедить молодых людей, что и для повседневного использования марка Oldsmobile настолько же крута. Aerotech же и по сей день остаются весьма влиятельными проектами в истории высочайших скоростей.
Добавить комментарий