Автомобили марки Tatra очень ценятся среди автоэнтузиастов, ведь компания делала высококлассные четырехдверные заднемоторные автомобили (с V8). Они были одними из немногих, кто в 30-е годы применял концепцию расположенного сзади двигателя к обтекаемым солидным автомобилям. Оказывается, что в 50-х годах Tatra также экспериментировала и с малолитражками, о чем мы сегодня и поговорим.
Tatra действительно делала маленькие доступные машины в глубоком прошлом. Компания активно разрабатывала прототипы, однако во время Второй мировой войны она получила огромную порцию неодобрения, когда Tatra T97 оказалась опасно близка по концепции с немецким KdF-Wagen (позже – VW Beetle). Начавший нервничать Адольф Гитлер «убедил» чешскую компанию прекратить работы над компактными народными машинами.
После войны, когда Чехословакия попала под влияние СССР, коммунистическая плановая экономика поставила перед Tatra задачу производить грузовики и мелкосерийные престижные автомобили и лимузины для правящего класса. Маленькие дешевые автомобили были возложены на совесть Skoda. Именно поэтому нас очень удивил компактный прототип Tatra 604 1954 года.
Если Tatra называла свои машины последовательно, то мы в праве предположить, что 604 был следующим проектом после 603, а 603 был большим люксовым наследником легендарного T87 и использовался преимущественно высокопоставленными политическими и промышленными чинами.
604 следовал традициям Tatra во всем, кроме масштаба. Он использовал четырехцилиндровый оппозитный двигатель с воздушным охлаждением объемом 750 кубических сантиметров и мощностью 22 л. с. С такими показателями машина вполне могла бы стать конкурентом Fiat 600.
Единственный построенный прототип получился каким-то сморщенным и унылым, хотя на эскизах показаны как минимум две привлекательные версии: одна из них соответствовала европейскому дизайну 50-х годов, а другая и вовсе заглядывала в будущее.
Tatra 604 могла оказаться успешным автомобилем для своего времени, если бы у чехов был хоть призрачный шанс начать производство. Фактически нишу для такого рода автомобилей вскоре занял Запорожец 965 «Горбатый», вышедший на рынок в 1960 году.
«Горбатый» во многом похож на Tatra 604, поскольку обе машины, вероятно, списаны из одного источника – Fiat 600. Интриганская политика советского блока помешала бы Tatra построить маленький конкурирующий автомобиль, так что 604 остается дразнящим образом несбывшихся надежд.
«Шкоды» в небольших количествах продавались на запад, а вот «Татры» нет. Более доступная Tatra изменила бы эту тенденцию? Трудно сказать, но у автомобилей, изображенных на эскизах, определенно был шанс...
Добавить комментарий