Рейтинг@Mail.ru
Читайте нас в Дзене: zen.yandex.ru/autoutro zen.yandex.ru/id/5ac2783fdcaf8ec068a940dd
Главная / Обзор / Реальная история о нацистах и "Фольксвагене"

Реальная история о нацистах и "Фольксвагене"

Реальная история о нацистах и

Многие ненавистники VW стали делать акцент на том, что компания была основана нацистами. Насколько же верно это утверждение?

В последнее время мы по понятным причинам очень много говорим о Volkswagen. И нередко в этих разговорах можно встретить прямые ссылки на прошлое марки – в частности, на идею о том, что компания была основана нацистами. Насколько же верно это утверждение на самом деле?

Ни в коем случае нельзя отрицать роль нацистской Германии и конкретного несостоявшегося актера с забавными усами в создании Volkswagen. Сама компания предпочитает не вспоминать о той эпохе. Подразделение Volkswagen Claccics даже не включило в коллекцию корпоративного наследия бренда ни одного автомобиля до 1950 года.

Истина, конечно, гораздо сложнее, чем просто банальная фраза «Нацисты основали Volkswagen». На самом деле это даже не совсем так. Вся история о «Жуке» и компании, которая построила этот автомобиль и затем после войны продавала его по всему земному шару, довольно интересна и связана с Гитлером меньше, чем вы думаете.

Кроме того, стоит отметить, что VW, получивший и до сих пор получающий львиную долю нацистских ассоциаций, далеко не единственный, кто замарал руки в грязи. Вспомним хотя бы, что почти каждое изображение Гитлера в машине – это изображение Гитлера в «Мерседесе». Также вспомним, что совсем не стеснялся работать на нацистов Opel. А Генри Форд однажды получил от Гитлера поздравительную открытку. Как видим, репутация почти каждой крупной индустриальной компании далеко не безупречна.

Обозреватели портала Jalopnik попытаются сломать этот старый мем и разобрать ситуацию настолько тщательно, насколько это возможно.

Фундаментальная идея, стоящая за Volkswagen, и идея, собственно давшая компании свое имя, - это элементарная идея народного автомобиля. Автомобиля доступного и практичного. В то время как такая концепция определенно была целью Гитлера, она витала в воздухе с момента выпуска первых массовых автомобилей и, следовательно, гораздо старше, чем нацизм. Oldsmobile Curved Dash можно считать одной из первых попыток сделать такую машину, а Ford Model T  стал первым поистине народным автомобилем еще в 1908 году.

Даже в Германии идея народного автомобиля была заложена задолго до нацистов. Очень примитивный и напоминающий «Жука» Hanomag Kommisbrot 1925 года можно легко обозвать народным автомобилем. Другой предок Beetle, Standard Superior, даже рекламировался с помощью слова “volkswagen”, потому что это слово было понятно и всем хорошо известно.

Итак, чисто теоретически «народный автомобиль» не принадлежит ни Гитлеру, ни какому бы то ни было другому нацисту. Он предшествует национал-социализму как минимум на добрых пару десятилетий.

Еще одно популярное заблуждение состоит в том, что Адольф Гитлер якобы спроектировал дизайн автомобиля, который впоследствии стал VW Beetle. Гитлер действительно нарисовал несколько скетчей, и эти рисунки похожи на финальный Beetle лишь отчасти. Они похожи на целый ряд заднемоторных машин той эры – например, на Mercedes-Benz 130H. К тому же, Гитлер совсем не был автомобильным инженером, поэтому данное предположение не является правдой: Гитлер не является автором дизайна Beetle.

Ближе к истине (но все равно не до конца) предположение, что машину спроектировал Фердинанд Порше. Порше конечно спроектировал (не без помощи Эрвина Коменды) автомобиль, который в итоге превратился в «Жука», но этот дизайн созрел не в плодородных мозгах Фердинанда. VW Beetle был кульминацией автомобильных мыслей и школ на территории Европы (особенно Германии) в 1920-х и 1930-х годах, начиная с заднемоторных обтекаемых автомобилей Эдмунда Румпеля.

Шасси с хребтовой рамой, заднее расположение мотора, воздушное охлаждение, похожий на скарабея кузов изучались многими индивидами в то время. Автомобильный журналист и дизайнер Йозеф Ганц начал строить похожие на Beetle прототипы для компании Adler. Ганц был евреем, поэтому нацисты сделали все возможное, чтобы его вклад в развитие каких-либо немецких автомобилей остался незаметным на протяжении долгих лет.

Mercedes выпускал вышеупомянутый 130H и 170H, а чешская Tatra и вовсе занималась большими красивыми машинами с задним воздушноохлаждаемым V8. Именно Tatra очень восхищала Гитлера и наделила Порше... вдохновением. Это вдохновение привело к тому, что в 1965 году VW выплатил «Татре» 1 миллион дойчмарок в рамках судебного урегулирования.

Итого: Порше несет ответственность за финальный дизайн, но более справедливо будет сказать, что он создал дизайн, в значительной степени основанный на работе других компаний и дизайнеров.

А как насчет самой компании Volkswagen? Разве она не была создана нацистами? Нет, не совсем... Видите ли, когда Гитлер захотел создать народный автомобиль (не его идея) и поручил это ответственное задание Порше (который основывался на идеях других людей), ему понадобились завод и организация, которая бы всем этим управляла. Эта организация получила название «Крафт дурхь Фройдэ». Весомое название (как, собственно, и любая немецкая фраза), означающее «Сила через радость».

Kraft durch Freude (KdF) была фирмой досуга, которая устраивала туристические поездки, курорты и вероятно обеспечивала проституток. Народный автомобиль рассматривался как способ улучшить качество жизни немецких граждан. Он был переименован в KdF-Wagen, а населению была навязана специальная схема сбережений, позволявшая накопить на машину.

Был основан целый город! Город народного автомобиля при Фаллерслебене. Броско! Для автомобилей был построен огромный завод, для размещения людей – казармы...

Итак, основываясь на всем этом, вы вероятно думаете: «Ну вот, нацисты напрямую запустили Volkswagen, что и требовалось доказать!» Однако не спешите! Вот какая штука: под именем и управлением KdF не было построено ни одного гражданского «Жука»! Вообще ни одного!

Внезапно нагрянула Вторая мировая и практически убила KdF. Фабрика была переоборудована под производство Kubelwagen, Schwimmwagen и другой военной техники. Несколько кузовов Beetle/KdF сошли с конвейера, но они использовались в качестве командных автомобилей и не продавались гражданским.

После войны на заводе был нерабочий хаос. В целом по Германии был еще больший хаос, и жители города (вскоре переименованного в Вольфсбург) отчаянно искали еду и работу. Под британской оккупацией (под руководством майора Айвана Херста) завод VW снова запустился.

Итак, первые автомобили, построенные для невоенных целей, начали продаваться гражданским лицам, когда нацисты были выведены из игры. Королевская инженерная ремонтно-восстановительная служба управляла заводом с 1945 по 1949 годы, после чего владение им было передано несомненно антинацистскому немецкому правительству.

Во главе был поставлен бывший сотрудник Opel Хайнц Нордхофф, все закрутилось-завертелось и стало Volkswagenwerk AG, который начал клепать все эти Beetle, Ghia и автобусы для хиппи и на который мы все сейчас озлоблены из-за бессовестного дизельного обмана.

Надеемся, теперь стало понятнее, что история не так уж и проста. Безусловно у компании есть корни в нацистской Германии, что подтверждается множеством фотографий, но если вы хотите быть точны в своих суждениях, то сегодняшний Volkswagen на самом деле не был основан нацистами. Но это не означает, что нужно прекратить делать видеопародии на дизельный скандал с участием Адольфа.

Поделиться

Добавить комментарий

авторизaция для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь или войдите через

Автоблог

ВходРегистрация