Любой, кто имеет доступ в Интернет, знает, что Volkswagen в настоящее время пребывает в самом большом кризисе за свою историю – как в плане имиджа, так и в плане финансов. Это единственный немецкий автопроизводитель, который основал и до сих пор поддерживает целый город. Когда-то он был крупнейшим автопроизводителем в мире. GM доказал одну прописную истину: чем ты крупнее, тем больнее падать, и Volkswagen AG находится на грани превращения в тень былого себя.
За 78 лет существования у «Фольксвагена» были взлеты и падения. Единственный PR-ход, оказавшийся хуже, чем тот, который концерн переживает сейчас, был связан с тем, что один из его заводов изготавливал печально известные бомбы Фау-1 во время Второй мировой войны. После тщательного расследования ущерба, вызванного «Дизельгейтом», американское правительство обязало Volkswagen выплатить 21 миллиард долларов штрафа за 500 000 дизельных Volkswagen, проданных на американской земле. Всего же в мире продано 11 миллионов «инфицированных» автомобилей, так что правительства других стран в ближайшее время также введут штрафы либо установят ограничения продаж.
Текущий скандал немного размыт, так как расследование параллельно проводится и самим Volkswagen, но прогноз в любом случае не очень благоприятный. Одна из крупнейших юридических фирм могла бы подготовить иск от имени акционеров VW, который бы закончил всю эту историю на цифре 45 миллиардов долларов. А тем временем общие расходы на развязывание так называемого «гордиева узла» Volkswagen могут дойти до 87 миллиардов.
В таких условиях Volkswagen должен не только каким-то образом облегчить свое финансовое бремя, но и выжить в долгосрочной перспективе. Для этого ему понадобится хорошо продуманный план жесткой экономии. В то время как в теории урезание лишних расходов является лучшим лекарством в нынешней пагубной ситуации, пристальный взгляд, направленный на концерн, заметит, что этот «индустриальный лес» составляют отдельные деревья.
Первым шагом, который сделал бы любой хороший менеджер, стало бы устранение утечек, а такая большая компания как Volkswagen – почти как сито. Гигант на текущий момент состоит из 12 различных автопроизводителей, большинство из которых плавают за счет прибыли, приносимой Audi и Porsche. А ведь Volkswagen давно пытается развернуть к миру большинство своих брендов, и это высасывает значительные инвестиции.
Bugatti не заработал ни пенни для Вольфсбурга за 17 лет проживания под зонтиком VW. Seat непрерывно теряет деньги с 2007 года. Прибыльные на первый взгляд Bentley, Lamborghini и Ducati не приносят тонны наличных в общий чемодан материнского концерна, и их преимущества в основном связаны с имиджем. Таким образом, вместо 12 брендов Volkswagen легко может остаться с 6-7 и по-прежнему конкурировать с Toyota и GM за первое место в глобальных продажах.
Хотя это маловероятно, но давление акционеров и увеличение расходов могли бы вынудить Volkswagen «разгрузить» некоторые свои «приятные» бренды, и главные подозреваемые в этом деле – Bugatii, Lamborghini и Ducati. Если дела пойдут совсем плохо, то не обойдется и без Bentley. Все это подводит нас к очень интересному моменту. Кто купит престижные (хотя и не очень прибыльные без крупных инвестиций) роскошные марки?
Самым очевидным ответом будет автопроизводитель из Китая. Экспансия автопроизводителей из Поднебесной не вызывает сомнений. Китайцы тихо исследуют почву с MG Motor, принадлежащим SAIC Motor и Volvo Cars, которые стремятся к передовым позициям под управлением Zhejiang Geely Holding Group.
Два китайских автопроизводителя – не единственные, кто жаждет расширения на запад. BYD Auto почувствовал бы себя как ребенок в кондитерском магазине, где на витринах лежат Lamborghini, Bugatti и Ducati. У него хватило бы денег, чтобы купить их всех оптом, что само по себе лучше, чем приобретать бренды по отдельности. Хорошая ли идея продавать самые изысканные итальянские и французские марки китайцам? Это риторический вопрос, тем более что деньги решают все.
Истина cостоит в том, что Volkswagen действительно перегружен брендами с тех пор как Фердинанд Пих затеял это безумие в 1998 году. Bentley потребовались годы, чтобы стать прибыльным, не говоря уже о том, что Пих изначально нацеливался на Rolls-Royce, однако BMW увел британский бренд буквально из-под носа Volkswagen.
Короче говоря, «Дизельгейт» скорее всего оставит VW с двумя опциями: либо закрыть/заморозить часть своих брендов, либо продать их. По последней информации Volkswagen готов расстаться с люксовыми марками, хотя концерн сначала может бросить на амбразуру других кандидатов – например, не занимающиеся грузовиками подразделения MAN. Как бы то ни было, кто бы их ни купил (если это все-таки случится), он постарается инвестировать в рост, и вероятно Bugatti, Lamborghini и Ducati будет лучше без Volkswagen и его странных корпоративных законов.
Добавить комментарий