Рейтинг@Mail.ru
Главная / Обзор / Противоречивый шедевр Mazda RX-7

Противоречивый шедевр Mazda RX-7

Противоречивый шедевр Mazda RX-7

Возможно одна из таких штуковин гниет в амбаре вашего соседа, но это не значит, что оригинальная Mazda RX-7 не является истинным шедевром

Возможно одна из таких штуковин гниет в амбаре вашего соседа, но это не значит, что оригинальная Mazda RX-7 не является истинным (но не лишенным изъянов) шедевром, которые автомобильный мир видит довольно редко. В свете того, что Mazda возвращается к роторным автомобилям по имени RX, самое время вспомнить об оригинальной RX-7.

На улицах такие машины почти не встречаются. Они были слишком дешевыми, слишком обычными, слишком странными, чтобы заработать статус коллекционной модели, поэтому большинство из них наматывались на телефонные столбы или обреченно ржавели на свалках.

Если же посетить американский автокросс, ралли-кросс или любое другое бюджетное гоночное мероприятие, то можно наверняка увидеть эти спорткары Mazda. Просто попробуйте уловить самый громкий вопль, исходящий из самой медленной машины на трассе, и это однозначно будет блеяние ротора через поврежденный глушитель.

Именно этот роторный двигатель делает RX-7 незабываемой, однако нельзя сказать, что он делает ее превосходной. Механическое сердце этих RX-7 под кодом FB представляло собой две условно треугольные лопасти, вращающиеся вокруг эксцентрикового вала. Возможно чем-то поможет эта старая брошюра Mazda.

За разработку «маздовских» роторных двигателей в целом и RX-7 в частности фактически нес ответственность один и тот же человек. Кеничи Ямамото возглавлял команду разработчиков Mazda, работавшую над тем, чтобы придать ротору Ванкеля некое подобие надежности еще в 1961 году.

Удивительно, но этот двигатель в одиночку спас всю компанию. В начале 60-х годов всесильное Японское Министерство Международной Торговли и Промышленности (MITI) испугалось, что японская автоиндустрия может рухнуть, и сочло необходимым ограничить количество местных автомобильных компаний. MITI одобрило Toyota, Nissan и Isuzu, но не Mazda (известную тогда как Toyo Kogyo).

Однако Mazda смогла продемонстрировать, что их технология роторных моторов имеет уникальные и жизнеспособные перспективы для международной торговли, поэтому компания не может быть поглощена более крупным концерном. MITI согласилось, и Mazda продолжила...

Тем не менее, вскоре после того ротор практически погубил компанию. В первый Нефтяной кризис продажи Mazda провалились (в 1974 году они упали в два раза), потому что их роторы имели катастрофический расход. В 1975 году компания потеряла 75 миллионов долларов.

Тогда Ямамото переключился на поршневые моторы, которые помогли укрепить Mazda, а ротор перенаправил под конкретную спортивную платформу – RX-7. Громкий успех этого автомобиля сделал Ямамото президентом Mazda. В годы его правления с конвейера сходили самые причудливые модели, а кульминацией стала ни много ни мало потрясающая «роторная» победа в Ле-Мане в 1991 году. До сих пор этот подвиг не смог повторить ни один японский автопроизводитель.

Нетрудно понять, что с роторным двигателем и его применением на RX-7 связан своего рода культ. Эти автомобили остаются столь любимыми и по сей день!

И тем не менее, карбюраторные роторы 12A и инжекторные роторы 13B, предлагавшиеся в RX-7, являются самыми любимыми аспектами автомобиля далеко не для всех. История ротора уходит своими корнями к супернацисту Феликсу Ванкелю. Эти моторы требуют специальных деталей и опыта обслуживания. Например, уплотнители вершины ротора печально известны необходимостью частой замены.

Роторные двигатели очень линейны. Они настолько линейны, что автомобили оснащаются зуммером, который срабатывает при приближении к красной зоне в 7000 об/мин. Однако такая изолированная плавность – это совсем не то, чего ожидаешь от спорткара. Энтузиастам нужен живой, ревущий, оборотистый двигатель, уносящий машину прочь со светофора.

Многие думают, что RX-7 любили из-за ротора, но есть и другая (менее популярная) формулировка: RX-7 любили, несмотря на ротор. Дело в том, что Mazda RX-7 была удивительно странной машиной, по крайней мере для спорткара. Хотя она казалась уникальной в своем двухдверном кузове, она была собрана по большей части из компонентов GLC/323/Familia, известной сегодня как Mazda3. Обе модели имели заднеприводную компоновку, 4-ступенчатую МКП и Макферсон спереди.

Именно эта связь с наиболее распространенным семейным автомобилем Mazda сделала RX-7 доступной. В то время как Porsche 924 тогда стоил более 9 000 долларов, RX-7 начинался с 6 000. И как писали современники, Mazda легко могла противостоять Porsche с точки зрения динамических характеристик.

Хитрость состояла в том, что автомобиль был фантастически легким. Он весил от 952 до 1043 кг в зависимости от спецификации. Это значит, что 100-сильного двигателя было достаточно, чтобы сделать RX-7 интересной.

Комбинация хорошей скорости, низкой стоимости, надежности и стиля сделали RX-7 хитом. В 1978 году Mazda фактически находилась на грани банкротства (не в первый и не в последний раз), но RX-7 помогла достичь хорошего экспорта в США и удержать компанию на плаву. Mazda продала 360 000 этих автомобилей.

Интересный факт о RX-7 заключался в том, что ее миссия состояла в прощупывании концепции нишевого автомобиля с уникальной технологией с одной стороны и дешевого быстрого автомобиля, построенного с использованием большого количества уже имеющихся частей, с другой. В то время Ямамото подчеркивал важность разработки новых автомобилей. Множества новых автомобилей! Автомобилей для мужчин, для женщин, для стариков, для разных стилей жизни, автомобилей с очень низкими объемами производства (по 200-300 машин в месяц). Ямамото верил, что сможет достичь прибыльности Mazda с мелкомасштабным производством по аналогии с итальянской экзотикой Ferrari или Lamborghini.

Этот образ мышления дал миру твин-турбо RX-7 третьего поколения, трехроторный Mazda Cosmo, среднемоторный гоночный кей-кар Autozam AZ-1 и легендарного победителя Ле-Мана 787B. Эти машины также поставили компанию на колени и практически оформили финансовый крах, когда японская экономика лопнула как мыльный пузырь, йена изменила стоимость, а тонкая прибыль компании превратилась в убытки.

Все эти взлеты и падения лежали на плечах оригинальной Mazda RX-7. Это невероятная машина: странная, но при этом обычная, динамичная, но при этом небыстрая, дешевая, но при этом сложная в обслуживании, успешная, но при этом провальная. Надеемся, что эти автомобили никогда не уйдут в небытие, но при этом желаем, чтобы Mazda никогда не привела их обратно.

Поделиться

Добавить комментарий

авторизaция для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь или войдите через

Автоблог

ВходРегистрация