Смысл слова «кроссовер» предельно прост. Он означает нечто пограничное, переходящее из одного класса в другой. Это понятие существует не только в автоиндустрии, но и в литературе, музыке, генетике и других сферах. Мы привыкли называть кроссовером легковой автомобиль с элементами внедорожника или наоборот, но теоретически ведь возможны мутанты и на стыке других ячеек, которые также будут «кроссоверами». Взгляните, например, на новый Mercedes V-класса. Модель уже не позиционируется как транспортное средство повышенной вместимости. Теперь V-класс, скорее, самый крупный член семьи легковых автомобилей, и немцы сделали все от себя зависящее, чтобы он ощущался соответствующим образом как на сиденье водителя, так и на сиденьях пассажиров. Зачем же автобус согласился на смену личности? Отчасти из-за дурной славы предыдущих поколений, а отчасти благодаря реструктуризации и реорганизации бренда. Mercedes сплотился, представил новую номенклатуру и выделил в отдельные институты Mercedes-AMG и Maybach. На этой волне патриотизма появились амбиции по созданию микроавтобуса высшей инстанции, «его величества» микроавтобуса, микроавтобуса-идола...
Увы, ни V-классу из 90-х годов, ни последовавшему Viano так и не удалось достичь статуса Volkswagen Transporter/Multivan. Все было бесперспективно. Подвинуть самого наследника «Булли»? Забудьте! Мимо него не пролетит и муха! Первые V-классы ржавели как проклятые, брезговали качеством и посему впали в немилость. Со временем ситуация исправлялась, поскольку V-класс был более выгодной альтернативой. Да-да, примерно равный по уровню оснащенности «Мерседес» был дешевле «Фольксвагена». Где такое видано?! Этот козырь бренд с трехлучевой звездой хочет разыграть и сейчас. Его оппонент прозябает на рынке уже без малого 12 лет (у коммерческого транспорта жизненный цикл несколько больше, чем у легковых автомобилей). И хотя Volkswagen уже подготовил долгожданное обновление, судя по первым фото оно не станет откровением, а вот V-класс стал! Mercedes упаковал своего подопечного по полной программе и намерен нанести разящий удар. Конечно, невозможно выиграть все маркетинговые войны, но Mercedes точно попробует обозначить себя отчетливее. А иначе какой же он тогда Mercedes?
Как и любой Mercedes, дебютировавший после флагманского S-класса, V-класс перенял его фамильные черты. Лицо микроавтобуса даже можно назвать симпатичным, хотя, конечно, в этом классе аспект красоты минимально важен. Машину вытягивают благородная решетка радиатора и столь же дворянские фары. Кстати, премиальность проявляется и в приверженности светодиодам. Вы не найдете на машине ни одной лампы накаливания. Однако дизайнеры рисовали не только картинку. Они подумали и об аэродинамике. Результатом стал коэффициент лобового сопротивления 0,31. Такой же, к примеру, у Audi А5 или яркого гиперкара прошлого десятилетия Lexus LFA.
Шарлотта Цукунфт, векторно-растровый дизайнер. В качестве домашних светильников использует исключительно фары и фонари от Cadillac.
Легко ли оценить дизайн кирпича? Вот именно! Такая же беда с дизайном микроавтобусов. Основной критерий оценки – убедиться в исчерпывающем количестве прямых углов. Если фасад V-класса еще хоть как-то отвечает требованиям стилистики благодаря хорошему генофонду, то корма – это самая бесхитростная вещь после утконоса. Если подойти к девушке и спросить «Не хочешь прокатиться на моем Мерседесе?», ее реакция будет кардинально отличаться от реакции на вопрос «Не хочешь прокатиться на моем автобусе?» Вы замечаете этот парадокс? Глядя на Мерседес V-класса, возникает когнитивный диссонанс, поскольку статус бренда конфликтует со статусом фургона, будь он хоть трижды роскошным и четырежды инновационным.
В салоне вы традиционно окунетесь в атмосферу роскоши и пафоса. Mercedes оформляет свои интерьеры с помощью магии (возможно даже черной). В версии Avantgarde салон покрыт светлой кожей лугано/наппа. По передней панели тянется пластиковая декоративная панель, имитирующая дерево. Не очень удачный вид оформления, но на всякий случай есть и другие. Не очень хорошо продумана трансформация, кресла не вращаются на 180 градусов, зато сильно прибавили в комфорте. Поговаривают, что разработчики и дизайнеры Daimler колдовали над ними чуть ли не дольше, чем над всем остальным кокпитом. На месте центральной консоли – высокий уступ, где разместились различные элементы управления, в том числе инородный, идеально ложащийся в руку манипулятор, пришедший то ли из космоса, то ли из инкубатора компьютерных мышей (естественно, заимствованный у S-класса). Под уступом расположен целый амбар, где можно хранить веник с совком. В остальном же привычная картина: мультифункциональный руль, классические круглые воздуховоды, хлипкий рычаг КП на рулевой колонке и сенсорный дисплей, который на всех «Мерседесах» выглядит как «не пришей козе рукав». Кстати, информационно-развлекательная система подразумевает встроенное анимированное руководство по эксплуатации (опять же привет S-классу), но оно пока находится на начальной стадии и включает всего около 7-8 роликов, где четко поставленный мужской голос вещает о тех или иных продвинутых системах безопасности автомобиля. Интересно, что на видео весьма детально прорисована сама машина, а вот все ее окружение (особенно деревья) не достойно даже 8-битных приставок. Видимо такой подход просто расставляет акценты там, где это нужно.
Топовый дизельный 3-литровый V6 мощностью 204 л. с. и крутящим моментом 440 Нм на прошлом поколении уступил место 2,2-литровому 4-цилиндровому блоку с таким же моментом и мощностью 190 л. с. Во время активации функции Overboost к мощности кратковременно плюсуются 10 л. с., а к моменту – 40 Нм. Эффективность силового агрегата улучшилась на 28% как раз благодаря даунсайзингу и современным умным системам типа «Cтарт/стоп». Ей-богу, этот Mercedes совсем ничего не ест. Заявленный расход топлива в смешанном цикле составляет 6 л/100 км, но на деле он казался еще меньше! Да будут бгалословенны дизели! Две турбины исправно тянут эту «коптильню» так, что дух захватывает. Быстрый автобус – это вам не шубу в трусы заправлять! Спринт до 100 км/ч проходит за 9,1 секунды, а максимальная скорость переваливает за 200 км/ч. Блеск! «Мосгортрансу» такое только снится! Но судя по прошлому поколению, это далеко не предел. Вот когда с машиной поработает Brabus, одержимый энергией V8, тогда нас ждет натуральный луна-парк.
В паре с мотором по традиции трудится 7G-Tronic Plus – коробка передач с блатом, ведь только полезными знакомствами можно объяснить ее присутствие на современных «Мерседесах». Она устарела, и логика ее переключений определенно находится ниже технического уровня двигателя, а главное ниже ваших упований. Ситуация немного скрашивается, если на «дирижере режимами» Agility Control выбрать «Спорт». А вообще, конечно, лучшим лекарством была бы МКП, но конкретно на нашем V 250 Bluetec Avantgarde, ввиду люксовой природы, она не предусмотрена. К еще одному разочарованию можно отнести тормоза. Не очень-то они внушают доверие. Однажды на скорости где-то 70 км/ч перед мигающим желтым стало ясно, что 2,2-тонный автобус просто не успевает остановиться. Пришлось взять на себя тяжелый грех проезда на красный. На другой стороне спектра – отличная маневренность. «Мерседесы» всегда славились феноменальной способностью выворачивать колеса наизнанку. Так что с разворотами в ограниченном пространстве и параллельной парковкой у этой 5,1-метровой махины проблем нет и быть не может!
Стигуан, апокалиптический спиди-гонщик. По ночам укрывается клетчатым флагом.
Микроавтобус с большей долей вероятности можно увидеть на марсианском шоссе «Ъ√0,356®44» с графом Дракулой за рулем, чем где-нибудь на Нюрбургринге. На самом же деле все не так критично. V-класс ощущается как двухтонный кроссовер, и нет даже намека на тот пресловутый фургон, на котором вы хоть раз в жизни перевозили мебель. Для таких габаритов машина управляется просто отлично. Немаловажным фактором при этом выступает почти легковое шасси и электроусилитель руля, который пусть и не такой «разговорчивый», зато отменный слушатель! Клиренс по сравнению с предыдущим поколением опустился на 15 мм, а значит опустился и центр тяжести. Плюс ко всему немцы «привязали» к машине разумную систему курсовой устойчивости. Черт возьми, да эта штука входит в повороты лучше, чем Mercedes G-класса (естественно, не AMG)! Это самый задорный и безопасный большой автомобиль, который мне приходилось водить. Он не спасует даже если сам Чак Норрис захочет пройти на нем в дрифте красивейший румынский серпантин Трансфагараш.
Удивительно, как знакомство с Mercedes V-класса влияет на обычных людей. Они впадают в состояние какой-то маниакальной меланхолии, начинают рассуждать о семье, о природе, о дальних поездках... К сожалению, V-класс никогда не станет семейным автомобилем. Это бизнес-шаттл для очень важных персон. Да и какая большая семья сможет себе его позволить (этот вопрос сейчас актуален почти для всех предложений на рынке)? V-класс подойдет для респектабельных организаций. Он уже раскупается ими как горячие пирожки. Выбор в этом переосмысливаемом сегменте не так и богат. Кроме «Мерседеса» и вышеупомянутого «Фольксвагена» можно остановить выбор, пожалуй, только на Toyota Alphard. Но из этой тройки только Mercedes принципиально доступен с задним приводом. Конечно, есть еще Ford Transit, выделяющийся своей всеядностью. Его можно заказать в любой конфигурации, которая вашей душе угодна! Передний привод? Задний? Полный? Да пожалуйста!
V-класс – из тех автомобилей, который нравится всем без исключения. Да его не за что не любить! Гектары свободного пространства, отличная обзорность и управляемость, а самое главное: V-класс дает своему владельцу безграничное чувство свободы и окружает пассажиров искренним уважением, делая длинные поездки короче. Если вы считали микроавтобусы скучным коммерческим транспортом, не спешите с выводами. Mercedes – это тот бренд, который знает, как сотворить сенсацию!
Погодите, наш импрессионист хочет что-то сказать...
Благодарим компанию ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» и лично Надежду Герберг за предоставленный автомобиль, а также Наталью Корченкову, Сергея Доманчука и Николая Грушичева за помощь в подготовке материала.
Антон Ковалев
Добавить комментарий