В прошлые выходные Льюис Хэмилтон и компания сразились на Хунгароринге в рамках гран-при Венгрии 2020. Если бы вдруг случилась неприятная авария, где гонщику потребовалась неотложная медицинская помощь, на трассе мгновенно появился бы Mercedes-AMG E63 Wagon, который со своими 600 л. с. доставил бы пилота к доктору максимально быстро.
Но 34 года назад, когда Венгрия впервые появилась в календаре, местные коммунисты не собирались пропускать через «Железный занавес» что-либо настолько же мощное и тем более немецкое. Однако впустив Берни Экклстоуна и Формулу-1 в свою страну, они приняли правила игры, а значит должны были обеспечить должную безопасность. И в качестве сэйфти-кара они выбрали лучшее, что у них было! «Татру»!
К счастью, первая гонка прошла без каких бы то ни было проблем, но Tatra T623 Special Rapid Response Vehicle была готова по первому же зову выскочить на трассу, оглашая окрестности воем своего V8 с воздушным охлаждением.
T623 была спроектирована Сирилом Свободой – бывшим гонщиком и пионером в области спасения в гоночных аварийных ситуациях. Свой первый автомобиль экстренного реагирования он построил на основе Lancia Beta, однако остался недоволен ни свободным пространством, ни мощностью итальянского купе. Сирилу всего-то нужно было поискать нужную машину у себя на родине...
Да, ему нужна была Tatra! Проблема заключалась в том, что Свобода не был членом Политбюро, то есть заполучить в свое распоряжение такой автомобиль было непросто.
Сирил и его спасательная организация NAREX (сейчас NARIMEX) разработали Т623 из стандартной Т613, используемой для перемещения чиновников коммунистической партии и других членов правящей элиты. В Восточном блоке не было большого выбора так называемых автомобилей «выше среднего».
Тем не менее, большой 4-дверный седан с V8 оказался удивительно практичной платформой для создания машины безопасности, которая могла бы поддерживать «расслабленный» темп гоночных болидов. Приятным бонусом было то, что автором кузова было известное ателье Vignale.
В своем первоначальном виде Т623 S имела тот же стандартный 3-литровый V8, что и дорожная Т613, однако такие нюансы, как заниженная на 30 мм подвеска, облегченные кузовные панели и окна из плексигласа существенно улучшали динамику.
Поскольку машина стала обычным явлением на автоспортивных мероприятиях в Чешской Республике, внимание к ней возросло, и сотрудники служб экстренной помощи начали проявлять ярый интерес к автомобилю. В итоге Т623 была сертифицирована как официальная самостоятельная модель, хотя и строилась из подержанных Т613 после окончания их службы в качестве государственного транспорта.
Хотя Т623 была построена сторонней организацией, в Tatra неоднократно создавали специальные версии и без того уникальных автомобилей. Противясь общепринятым нормам автомобильного инжиниринга, Tatra упорно придерживалась рецепта с заднерасположенным мотором с воздушным охлаждением.
Хотя этот факт ставил перед инженерами интересные задачи (многие ранние «Татры» не имели заднего стекла), они в конце концов освоили искусство превращения Т603 и Т613 в специфические машины для конкретных целей, в том числе и для гонок.
К тому времени, когда NAREX привлекли обеспечить машину безопасности для венгерского гран-при, Свобода уже усовершенствовал оригинальную Т623 S, заменив ранний 3-литровый двигатель на более крупный 3,8-литровый агрегат мощностью более 300 л. с. В соответствии с последними нормами безопасности, введенными Сидом Уоткинсом, сэйфти-кар должен был следовать за болидами на протяжении первого, самого опасного круга.
Кроме того, новый автомобиль был облегчен и получил быстросъемное рулевое колесо. Он мог достигать скоростей свыше 300 км/ч и в связи с этим получил новое имя: TatraT623-R.
Машина исправно выполняла свои функции в течение 10 лет. Ее последний год службы был омрачен курьезным случаем, когда японский пилот Таки Иноуэ остановился на траве из-за отказавшего двигателя, вылез из болида и зачем-то решил помочь маршалам тушить мотор. Когда он с огнетушителем в руках самоотверженно бежал к своему Footwork, он попал под колеса той самой TatraT623-R. К счастью, травма оказалась несерьезной.
В следующем сезоне FIA ввела стандарты на машины безопасности и тем самым отправила «Татру» на заслуженный отдых. Сейчас компания не выпускает легковые автомобили, но грузовики хорошо известны по всему миру. Они часто служат в качестве пожарных машин. Таким образом опыт, полученный в Формуле-1, не пропал даром.
Добавить комментарий