Рейтинг@Mail.ru
Главная / Обзор / Десять самых колоритных машин, построенных за железным занавесом

Десять самых колоритных машин, построенных за железным занавесом

Десять самых колоритных машин, построенных за железным занавесом

Какие же коммунистические автомобили оставили самый глубокий отпечаток?!

С момента своего рождения в 1922 году до распада в 1991-м Советский Союз был признанным центром научных достижений. Он составил здоровую конкуренцию США в «космической гонке», что можно считать самым важным побочным продуктом холодной войны. Тем не менее в СССР так и не научились делать машины.

Во время первой пятилетки (1928-1932 гг.) некто Иосиф Сталин дал установку создать конкурентоспособный автопром. До Сталина автомобильный сектор СССР был шуткой на фоне промышленности Америки и Западной Европы. Поспешная индустриализация принесла интересные результаты.

В 1928 году в СССР число занятых в промышленности составляло 3,21 млн человек. К концу первого пятилетнего плана этот показатель вырос до 6 млн человек. СССР создал совершенно новый социальный класс – рабочий класс. Несмотря на новые рабочие места, повышение уровня жизни и выпуск 2,3 млн автомобилей в год, машина оставалась привилегией даже для обеспеченных представителей рабочего класса.

Еще хуже дела обстояли в странах-сателлитах – Венгрии, Румынии, Болгарии, Польше, Югославии и Чехословакии. Итак, какие же коммунистические автомобили оставили самый глубокий отпечаток?!

Lada Riva/Nova. Это собирательное название для ВАЗ-2104, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107. Кирпич на колесах и объект бесконечных издевательств. Можете называть эту машину как хотите и ненавидеть ее сколь угодно сильно, но ничто не сравнится с популярностью этой модели на коммунистическом пространстве.

Все началось с Fiat 124, с которого был списан ВАЗ-2101. Fiat был небольшим семейным седаном с просторным салоном, дисковыми тормозами на всех четырех колесах и даже спортивными задатками. Советский аналог был хуже. Гораздо хуже...

Тем не менее были выпущены десятки миллионов таких машин (включая «копейку» и прочую классику). Производство последнего оплота ВАЗ-2107 завершилось в 2012 году, и еще два года после этого их выпускали в Египте.

Lada  Niva. Еще один известный представитель грубого российского прошлого. Он до сих пор популярен в Европе и даже Америке. В отличие от предыдущего претендента «Ниве» есть, чем гордиться.

Этот скромный автомобиль – это первый серийный внедорожник, получивший несущий кузов и независимую переднюю подвеску. «Ниву» можно назвать основоположником кроссоверов. Она вдохновила Suzuki сделать Vitara.

«Ниву» легко можно купить в Германии. Там цены на нее начинаются от 11 000 евро. Если вы хотите немного больше комфорта и современности, доплатите несколько тысяч и получите Suzuki Jimny или Renault Captur. Как бы то ни было, ни одна эта машина не существовала бы без проверенной временем «Нивы».

Trabant. Он сделан из хлопковых отходов и фенольных смол. У него двухцилиндровый двухтактный двигатель, выплевывающий из выхлопной трубы густой дым. Это один из самых отвратительных автомобилей в истории Восточной Германии.       

В период с 1957-го по 1991 год было произведено 3,7 млн экземпляров. Trabant неожиданно стал объектом коллекционирования. Некоторые автоэнтузиасты-мазохисты их восстанавливают и даже подвергают тюнингу.

«Траби» по праву можно считать одним из самых худших экономобилей всех времен и народов (если не самым худшим). После падения Берлинской стены многие Trabant были брошены или сожжены дотла.

Wartburg 353. У Восточной Германии не было другой альтернативы «Трабанту», кроме «Вартбурга». Модель, окрещенная 353, основана на дизайне BMW от 1938 года и оснащена 993-кубовым двухтактным 3-цилиндровым мотором с поражающими воображение характеристиками.

Острая нехватка перфоманса легко компенсировалась простотой обслуживания. У мотора было всего 7 основных движущихся частей, поэтому даже те, у кого были минимальные механические навыки, могли самостоятельно эту машину починить.

Когда клиент вносил плату за автомобиль, процесс доставки мог занять более 10 лет. Наследник 353 отказался от простого в обслуживании двигателя в пользу 1,3-литрового четырехтактного 4-цилиндрового двигателя от второго поколения Volkswagen Polo.

Москвич-412. Этот продукт холодной войны довольно скучен. И тем не менее он обладает некоторыми похвальными атрибутами.

Взять, к примеру, 1,5-литровый 4-цилиндровый двигатель. Москвич явно черпал вдохновение в моторе BMW M10. Если быть точным, то в блоке M115 от моделей BMW «нового класса» – 1500 и 1502.

Когда в 1969 году Москвич пришел на рынок Великобритании, ему удалось продать в первый год 300 таких машин. Лучше бы эти бедняги выбрали Ford Anglia или Triumph 1300.

Yugo. Этот автомобиль базируется на Fiat 127 – первом минихэтчбеке от итальянской марки. Как и Fiat, маленький Yugo использовал поперечный двигатель и передний привод. 

Выпускавшийся с 1980-го по 2008 год Yugo стал предметом насмешек после того, как бренд пришел в США и Великобританию. Это была долгая борьба сербского бренда со свободным рынком.

Прежде чем политические проблемы и гражданская война накрыли страну в 90-х годах, фабрика Yugo в Крагуеваце успела выпустить свои лучшие образцы. Правда, сегодня коллекционеры не особо заинтересованы в покупке этих машин.

Dacia 1300. C 1969-го по 2004 год румынский автопроизводитель Dacia выпускал семейную модель 1300 во всех возможных вариациях: 4-дверный седан, 5-дверный универсал, 2-дверное купе, пикап... Одним словом, Dacia 1300 был универсальным автомобилем Румынии.

Основанная на Renault 12 (но с более дешевыми компонентами) и собиравшаяся неквалифицированными работниками Dacia 1300 была полна компромиссов с самого начала. Dacia пыталась регулярно модернизировать 1300, но затем пришел Renault и сказал: «Всем спасибо! Мы меняем 1300 на Logan».

В год, когда производство было остановлено, седан Dacia 1300 стоил 4100 евро, то есть очень дешево. Парни из Renault не смогли воспроизвести такой же низкий ценник на Logan. Сейчас в Румынии цены на него стартуют с отметки 7050 евро.

Oltcit. Этот коммунистический автомобиль мог бы быть классным. Румынский диктатор Николае Чаушеску захотел субкомпактную модель, которая в иерархии располагалась бы ниже более крупной и дорогой Dacia 1300. Citroen согласился предоставить дизайн и ноу-хау. Так началась история Oltcit.

Машина, основанная на проекте 1965 года, продавалась в западных частях Европы как Citroen Axel. Ответственным за Oltcit был Роберт Опрон, который также курировал такие модели, как Citroen DS Nouvelle Visage, Citroen SM, Alpine A310, Renault Fuego и Alfa Romeo SZ.

Автомобиль предлагался либо с 2-цилиндровым, либо с 4-цилиндровым оппозитником. Тем не менее Oltcit нельзя считать социалистической версией Porsche 911, так как он был ужасно ненадежным. Качество сборки было настолько плохим, что его ценник был ниже, чем у Citroen 2CV. Завод в Крайове, где производился Oltcit, сейчас является домом Ford B-Max и однолитровых моторов EcoBoost.

ГАЗ-69. П осле Второй мировой войны СССР не мог остаться равнодушным к Willys MB. Последовав примеру Land Rover и Toyota, которые успешно скопировали военный Jeep, Советский Союз представил ГАЗ-67, на смену которому пришел культовый ГАЗ-69.

За железным занавесом ГАЗ-69 был настолько популярен, что румынский автопроизводитель IMS попросил у советских властей разрешения его срисовать. Так в 1957 году появился IMS 57, а позже и более современный ARO M461. Последний выиграл ралли Forests 1970 года в Бельгии и экспортировался в Китай и Колумбию.

ГАЗ-69 испустил последний вздох в 1972 году, когда ему на смену пришел УАЗ-469. Интересно, что гражданские версии этой машины не предлагались с жестким верхом, так как он противоречил нормам Советской армии в случае начала войны.

Tatra 603. Это самый крутой автомобиль в списке, который на голову выше всех остальных. У него 6 фар и расположенный сзади 2,5-литровый V8 с воздушным охлаждением. Он был очень любим среди высших коммунистических чиновников.

Tatra 603 была чистой роскошью на улицах, полных скучных автомобилей для широких масс. Когда автомобиль появился на рынке в 1956 году, люди окрестили его гибридом лимузина и спутника.

Однако Tatra 603 – это не просто люксовая баржа, опередившая свое время. С минимальными модификациями эта модель участвовала в 79 гоночных событиях с 1957-го по 1967 год, одержав победы в 60 из них. Круто? Еще бы!

       

Поделиться

Добавить комментарий

авторизaция для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь или войдите через

Автоблог

ВходРегистрация