Современный автомобиль прошел через сто с лишним лет инноваций, но одно осталось неизменным: автомобиль по-прежнему опирается на четыре твердых диска, обутых в резиновые шины. Однако в ходе истории некоторые гении вырывались из толпы и пытались переизобрести колесо. Давайте посмотрим на 15 самых ярких попыток:
Моторы, интегрированные в ступицу колеса. Porsche Mixte Hybrid 1900 года. Забудьте цепи, оси и любой другой тип привода, используемый автомобильными пионерами в то время: с места в карьер с корабля на бал 18-летний Фердинанд Порше смешал все принципы в своем автомобиле Mixte Hybrid, оснащенном электромоторами в ступице колеса. Совместно с инженером из Вены Якобом Лонером Порше построил несколько экземпляров своей моно- и полноприводной бензино-электрической самоходной повозки. Эта технология повлияла даже на луноходы НАСА более шестидесяти лет спустя.
Упругие пружинные колеса. Дизайн Исаака Джея, 1912 год. На рубеже веков существовали десятки патентов на колеса с пружинами вместо спиц. Разнообразие конструкций было безграничным, но ни одна из них так и не прижилась либо по практическим, либо по финансовым причинам.
Противоскользящие шины с протектором. Firestone, 1908 год. Ранние автомобильные шины представляли собой лысые резиновые трубки. Идея улучшения сцепления с помощью рисунка находилась в зачаточном состоянии. Firestone была одной из первых компаний, которая в 1908 году снабдила свои шины угловым протектором, чтобы уменьшить проскальзывание. Не зная точно, как должен выглядеть рисунок протектора, они просто повторили фразу non-skid (противоскользящие) по всему периметру шины. В 1917 году пенсильванская шинная компания отличилась несколько иным подходом и применила вдоль шины вакуумные присоски.
Ходячее колесо Rotoped. Дизайн Юлиуса Макерле, 1964 год. После работы над двигателями для Skoda и Tatra чешский изобретатель Юлиус Макерле начал экспериментировать с «ходячими колесами» для пересеченной местности. Колеса Rotoped использовали гравитацию, а не трение, и самостоятельно передвигались благодаря сжатому воздуху. Еще бонусы? «Ротопеды» могли ползать боком и даже вращаться вокруг собственной оси. Возьми на заметку, Jeep Hurricane.
Решетчатые колеса. Луноход Boeing-GM, 1971 год. Польский инженер Мечислав Грегори Беккер и венгерский инженер Ференц Павликс работали в 1960-е годы в научно-исследовательском отделе General Motors в Санта-Барбаре (штат Калифорния). Однажды работодатель застал их врасплох непосильной задачей: спроектировать безвоздушную шину для машины, которая впоследствии отправится на Луну. Разработчики все-таки умудрились создать колесо с решетчатой стальной основой. Роль субподрядчика выполнил Goodyear.
Трехкомпонентные колеса Tri-Star. Lamdmaster Дина Джеффриса, 1977 год. Когда продюсерам фильма «Долина проклятий»1977 года понадобился вездеход для своего пост-апокалиптического ядерного холокост-фильма, они обратились к легендарному калифорнийскому кастомайзеру Дину Джеффрису. Джеффрис собрал массивный 12-колесный Landmaster стоимостью 350 000 долларов (сегодня около 1,5 миллиона долларов). Хотя только 8 из 12 колес Landmaster постоянно соприкасались с землей, все они вращались под действием привода, что делало эту машину чрезвычайно способной на бездорожье и стойкой к проколам.
Маттраки Track’n’Goот ADBoivin, 2010 год. Концепция гусениц вместо шин на машинах, которые обычно являются колесными, существует довольно долгое время, но только в последние 10-15 лет она активно представлена на мейнстримовом рынке аксессуаров 4x4. Взгляните на систему Track’n’Goот квебекской компании ADBoivin. Она представляет собой очередную ступень эволюции «гусениц вместо колес» - «лыжи вместо колес». Полноприводный автомобиль с возможностями снегохода? Прекрасно!
Бесступичные колеса. Sbarro Orbital Hybrid, 2009 год. Колеса без центральной ступицы имеют больше смысла на мотоциклах, а не на автомобилях. Таким образом «недотрайк» Orbital Hybrid от Sbarro можно считать мистическим механизмом. Франко Сбарро боролся за патент на такие колеса почти 20 лет, пока, наконец, его детище не дебютировало на Женевском автошоу 2009 года. Двигатель подключен к ободу колеса, а сами передние колеса крепятся к переднему спойлеру.
Прозрачные колеса. MHT, 2006 год. Перед нами, скорее, не переосмысление колеса в целом, а всего лишь особенно интересная вариация. MHT представили свои прозрачные колеса в 2006 году и надеялись вскоре предложить линейку от 18 до 32 дюймов (от 7 000 до 30 000 долларов). Тренд не стал популярным, и теперь на сайте компании вы не найдете даже упоминания.
Колесо со встроенной подвеской. Multimatic, 2007 год. В 2007 году компания Multimatic из Торонто возродила вековую концепцию подвески со сдвижными стойками и впихнула ее в 20-дюймовый обод. Для максимального эффекта они продемонстрировали ее на примере хот-рода Ford 1932 года. Компания надеется, что такая индивидуальная для каждого колеса подвеска позволит автопроизводителям запустить в серию грузовые фургоны с низким плоским полом.
Цветные шины. Kumho, 2010 год. Еще один стильный подход к стандартной резине. Примерно 8 лет назад шинная компания Kumho начала разрабатывать новый продукт, который позволил бы вашему драгстеру жечь шины под аккомпанемент красного, зеленого или синего дыма. Это стало возможным благодаря пропитанной чернилами резине.
Светодиодные диски. DUB, 2014 год. Где-то в 2010 году некоторые компании, занимающиеся колесными дисками, начали экспериментировать со светодиодными технологиями и их возможным применением. Компания DUB сейчас настолько усовершенствовала этот принцип, что их диски способны отображать целое анимированное цифровое шоу. Светодиоды активизируются от движения колеса. Окажется ли эта причуда очередным инструментом рекламы, покажет время.
Разделенные двухуровневые шины. Концепт Goodyear, 2014 год. Goodyear рассекретил свое видение внедорожных шин в начале 2014 года. Казалось бы цельная шина ведет себя как две взаимосвязанные шины ради снижения сопротивления качению и как следствие улучшения топливной экономичности.
Безвоздушные шины Bridgestone. Подобный концепт от Michelin существует по крайней мере 10 лет, но мы до сих пор не ездим на непневматических шинах. Не так давно Bridgestone украл весь ажиотаж, установив аналогичные безвоздушные шины на машины для гольфа. Они все еще имеют ряд неприятных ограничений – например, максимальная скорость в 65 км/ч. Но, несмотря на это, автомобили в скором времени должны получить эту опцию.
Колпак Roto-Static. Концепт Buick Wildcat I, 1953 год. Современные «спиннеры» или колесные колпаки, остающиеся неподвижными, когда машина движется, - довольно крутая штуковина. Но еще интереснее были колпаки на концепте от Buick 1953 года, которые также оставались неподвижными и, к тому же, имели вентиляционные отверстия для охлаждения тормозов, скрывающихся непосредственно за колпаками.
Деревянные колеса. Hummer Мэтью Харрисона. Итак, шинная технология прошла полный цикл и вернулась к своим истокам. Нас ждут деревянные колеса в стиле старых карет. Шутка! На фото – художественная инсталляция в Лондоне из 2008 года на тему «бытия и загробной жизни». Хотя образец статичен, в пресс-релизе говорится, что автомобиль очень даже полноценный и свободно ездит. Наверное, это не очень хорошая идея для длительных путешествий.
Добавить комментарий