С момента своего рождения в 1922 году до распада в 1991-м Советский Союз был признанным центром научных достижений. Он составил здоровую конкуренцию США в «космической гонке», что можно считать самым важным побочным продуктом холодной войны. Тем не менее в СССР так и не научились делать машины.
Во время первой пятилетки (1928-1932 гг.) некто Иосиф Сталин дал установку создать конкурентоспособный автопром. До Сталина автомобильный сектор СССР был шуткой на фоне промышленности Америки и Западной Европы. Поспешная индустриализация принесла интересные результаты.
В 1928 году в СССР число занятых в промышленности составляло 3,21 млн человек. К концу первого пятилетнего плана этот показатель вырос до 6 млн человек. СССР создал совершенно новый социальный класс – рабочий класс. Несмотря на новые рабочие места, повышение уровня жизни и выпуск 2,3 млн автомобилей в год, машина оставалась привилегией даже для обеспеченных представителей рабочего класса.
Еще хуже дела обстояли в странах-сателлитах – Венгрии, Румынии, Болгарии, Польше, Югославии и Чехословакии. Итак, какие же коммунистические автомобили оставили самый глубокий отпечаток?!
Lada Riva/Nova. Это собирательное название для ВАЗ-2104, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107. Кирпич на колесах и объект бесконечных издевательств. Можете называть эту машину как хотите и ненавидеть ее сколь угодно сильно, но ничто не сравнится с популярностью этой модели на коммунистическом пространстве.
Все началось с Fiat 124, с которого был списан ВАЗ-2101. Fiat был небольшим семейным седаном с просторным салоном, дисковыми тормозами на всех четырех колесах и даже спортивными задатками. Советский аналог был хуже. Гораздо хуже...
Тем не менее были выпущены десятки миллионов таких машин (включая «копейку» и прочую классику). Производство последнего оплота ВАЗ-2107 завершилось в 2012 году, и еще два года после этого их выпускали в Египте.
Lada Niva. Еще один известный представитель грубого российского прошлого. Он до сих пор популярен в Европе и даже Америке. В отличие от предыдущего претендента «Ниве» есть, чем гордиться.
Этот скромный автомобиль – это первый серийный внедорожник, получивший несущий кузов и независимую переднюю подвеску. «Ниву» можно назвать основоположником кроссоверов. Она вдохновила Suzuki сделать Vitara.
«Ниву» легко можно купить в Германии. Там цены на нее начинаются от 11 000 евро. Если вы хотите немного больше комфорта и современности, доплатите несколько тысяч и получите Suzuki Jimny или Renault Captur. Как бы то ни было, ни одна эта машина не существовала бы без проверенной временем «Нивы».
Trabant. Он сделан из хлопковых отходов и фенольных смол. У него двухцилиндровый двухтактный двигатель, выплевывающий из выхлопной трубы густой дым. Это один из самых отвратительных автомобилей в истории Восточной Германии.
В период с 1957-го по 1991 год было произведено 3,7 млн экземпляров. Trabant неожиданно стал объектом коллекционирования. Некоторые автоэнтузиасты-мазохисты их восстанавливают и даже подвергают тюнингу.
«Траби» по праву можно считать одним из самых худших экономобилей всех времен и народов (если не самым худшим). После падения Берлинской стены многие Trabant были брошены или сожжены дотла.
Wartburg 353. У Восточной Германии не было другой альтернативы «Трабанту», кроме «Вартбурга». Модель, окрещенная 353, основана на дизайне BMW от 1938 года и оснащена 993-кубовым двухтактным 3-цилиндровым мотором с поражающими воображение характеристиками.
Острая нехватка перфоманса легко компенсировалась простотой обслуживания. У мотора было всего 7 основных движущихся частей, поэтому даже те, у кого были минимальные механические навыки, могли самостоятельно эту машину починить.
Когда клиент вносил плату за автомобиль, процесс доставки мог занять более 10 лет. Наследник 353 отказался от простого в обслуживании двигателя в пользу 1,3-литрового четырехтактного 4-цилиндрового двигателя от второго поколения Volkswagen Polo.
Москвич-412. Этот продукт холодной войны довольно скучен. И тем не менее он обладает некоторыми похвальными атрибутами.
Взять, к примеру, 1,5-литровый 4-цилиндровый двигатель. Москвич явно черпал вдохновение в моторе BMW M10. Если быть точным, то в блоке M115 от моделей BMW «нового класса» – 1500 и 1502.
Когда в 1969 году Москвич пришел на рынок Великобритании, ему удалось продать в первый год 300 таких машин. Лучше бы эти бедняги выбрали Ford Anglia или Triumph 1300.
Yugo. Этот автомобиль базируется на Fiat 127 – первом минихэтчбеке от итальянской марки. Как и Fiat, маленький Yugo использовал поперечный двигатель и передний привод.
Выпускавшийся с 1980-го по 2008 год Yugo стал предметом насмешек после того, как бренд пришел в США и Великобританию. Это была долгая борьба сербского бренда со свободным рынком.
Прежде чем политические проблемы и гражданская война накрыли страну в 90-х годах, фабрика Yugo в Крагуеваце успела выпустить свои лучшие образцы. Правда, сегодня коллекционеры не особо заинтересованы в покупке этих машин.
Dacia 1300. C 1969-го по 2004 год румынский автопроизводитель Dacia выпускал семейную модель 1300 во всех возможных вариациях: 4-дверный седан, 5-дверный универсал, 2-дверное купе, пикап... Одним словом, Dacia 1300 был универсальным автомобилем Румынии.
Основанная на Renault 12 (но с более дешевыми компонентами) и собиравшаяся неквалифицированными работниками Dacia 1300 была полна компромиссов с самого начала. Dacia пыталась регулярно модернизировать 1300, но затем пришел Renault и сказал: «Всем спасибо! Мы меняем 1300 на Logan».
В год, когда производство было остановлено, седан Dacia 1300 стоил 4100 евро, то есть очень дешево. Парни из Renault не смогли воспроизвести такой же низкий ценник на Logan. Сейчас в Румынии цены на него стартуют с отметки 7050 евро.
Oltcit. Этот коммунистический автомобиль мог бы быть классным. Румынский диктатор Николае Чаушеску захотел субкомпактную модель, которая в иерархии располагалась бы ниже более крупной и дорогой Dacia 1300. Citroen согласился предоставить дизайн и ноу-хау. Так началась история Oltcit.
Машина, основанная на проекте 1965 года, продавалась в западных частях Европы как Citroen Axel. Ответственным за Oltcit был Роберт Опрон, который также курировал такие модели, как Citroen DS Nouvelle Visage, Citroen SM, Alpine A310, Renault Fuego и Alfa Romeo SZ.
Автомобиль предлагался либо с 2-цилиндровым, либо с 4-цилиндровым оппозитником. Тем не менее Oltcit нельзя считать социалистической версией Porsche 911, так как он был ужасно ненадежным. Качество сборки было настолько плохим, что его ценник был ниже, чем у Citroen 2CV. Завод в Крайове, где производился Oltcit, сейчас является домом Ford B-Max и однолитровых моторов EcoBoost.
ГАЗ-69. П осле Второй мировой войны СССР не мог остаться равнодушным к Willys MB. Последовав примеру Land Rover и Toyota, которые успешно скопировали военный Jeep, Советский Союз представил ГАЗ-67, на смену которому пришел культовый ГАЗ-69.
За железным занавесом ГАЗ-69 был настолько популярен, что румынский автопроизводитель IMS попросил у советских властей разрешения его срисовать. Так в 1957 году появился IMS 57, а позже и более современный ARO M461. Последний выиграл ралли Forests 1970 года в Бельгии и экспортировался в Китай и Колумбию.
ГАЗ-69 испустил последний вздох в 1972 году, когда ему на смену пришел УАЗ-469. Интересно, что гражданские версии этой машины не предлагались с жестким верхом, так как он противоречил нормам Советской армии в случае начала войны.
Tatra 603. Это самый крутой автомобиль в списке, который на голову выше всех остальных. У него 6 фар и расположенный сзади 2,5-литровый V8 с воздушным охлаждением. Он был очень любим среди высших коммунистических чиновников.
Tatra 603 была чистой роскошью на улицах, полных скучных автомобилей для широких масс. Когда автомобиль появился на рынке в 1956 году, люди окрестили его гибридом лимузина и спутника.
Однако Tatra 603 – это не просто люксовая баржа, опередившая свое время. С минимальными модификациями эта модель участвовала в 79 гоночных событиях с 1957-го по 1967 год, одержав победы в 60 из них. Круто? Еще бы!
Добавить комментарий