Многие люди ХОТЯТ строить автомобили в 2018 году. Что ж, хотеть не вредно. Видите ли, строить автомобили очень сложно. Это искусство, которое ведущие автопроизводители осваивали десятилетиями (и продолжают осваивать, исходя из многочисленных отзывных кампаний). Тем не менее, в последнее время появилось много стартапов, которые уверены, что у них тоже все получится. Вот краткое руководство по тем стартапам, которые имеют хоть какое-то значение.
Небольшое уточнение: «реальный автомобиль» в этой статье не означает «прототип». Прототип легко организовать при наличии определенной денежной суммы, а основная работа при этом может быть передана на внешний подряд. «Реальный автомобиль» здесь подразумевает серийный выпуск на постоянной основе. Шансы на успех каждого стартапа будут приблизительно оценены по шкале от 1 до 10.
Tesla. Немного необычно классифицировать Tesla как стартап, хотя так оно и есть, поскольку компания относительно молода и достаточно далека от прибыли.
Tesla производит электромобили для масс по относительно доступным ценам. Да и вообще, эта компания совершила своего рода революцию.
Крупнейшим акционером является Элон Маск. Ему принадлежит около 20% компании. Tesla является публичной компанией с июня 2010 года, то есть у нее много акционеров. Даже вы можете оказаться в этом списке, если очень захотите.
Tesla выпускает десятки тысяч автомобилей в год. Некоторые из них довольно высокого качества, а некоторые имеют проблемы. Шансы на успех – 9,5.
Faraday Future. Компания была основана в 2015 году и с тех пор время от времени вызывает переполох в СМИ. Она хочет производить электрические и полностью автономные автомобили, которые по аналогии со смартфонами стали бы частью одной гигантской цифровой экосистемы, способной удовлетворить почти каждую вашу прихоть. Есть пересечения с LeEco, однако номинально они не являются одной и той же компанией. Номинально...
У компании много инвесторов, но главным финансистом является Цзя Юйтинг, который со слов бывших и нынешних сотрудников Faraday Future планомерно зарывает компанию в землю. Цзя также стоит за LeEco, у которой тоже был не лучший год. Сейчас ему приказано вернуться в Китай, чтобы разобраться со своей горой долгов.
Шансы на успех – менее 1. «Фарадею» удалось построить несколько впечатляющих прототипов, но он все еще далек от массового производства (планы на сборочный завод стоимостью 1 млрд долларов, например, самонейтрализовались летом прошлого года).
Lucid Motors. Основанный в 2007 году Lucid спустя 9 лет создал прототип Air. У него два мотора, и за этот дизайн огромной похвалы был удостоен бывший главный инженер Tesla Питер Роулинсон.
На презентации Lucid Air компания выразила надежду, что модель поступит в производство через два года. Увы, этого скорее всего не случится, так как ранее Роулинсон заявил о нехватке денег. А каким классным проектом Air был на бумаге! 1 000 л. с. и цена в 60 000 долларов.
Как и предыдущий претендент Lucid очень зависит от средств венчурных инвесторов. Шансы на успех – менее 1. Последняя новость о Lucid касалась того, что компания активно пыталась продаться «Форду», однако позже Роулинсон опроверг эти слухи и добавил, что грядет очередная волна финансирования. Пожелаем им удачи!
Karma Automotive. Karma возникла из пепла Fisker – компании, выпускавшей некогда гремевший гибрид Fisker Karma. Затем Fisker обанкротился, его выкупил китайский холдинг Wanxiang Group (до этого фигурировал в бизнесе автомобильных запчастей), переименовал его в Karma Automotive и выпустил модель Revero, которая по сути является тем же Fisker Karma, только хуже...
Китайцы хотят продавать Revero по цене 130 000 долларов. Похоже, что некоторые машины уже отправлены на продажу. Wanxiang заявили, что намерены построить завод в Китае стоимостью 375 млн долларов с производственной мощностью 50 000 машин в год.
Шансы на успех – 2. У Karma есть живая машина, но пока непонятно, насколько устойчив рабочий процесс по выпуску и есть ли желающие покупать эти самые машины.
Elio Motors. У Elio долгая и странная история. Если кратко, то Elio подхватил мечты американских нонконформистов о доступном трицикле, но пока сумел лишь разозлить жителей Луизианы.
В теории их план выглядит так: массовый трицикл с уникальной внешностью, потребляющий 2,8 л/100 км и продающийся всего за 7 450 долларов. Компанией владеет Пол Элио. Дела у его бизнеса шли ни шатко ни валко, пока не нашелся крупный инвестор в лице миллиардера Стюарта Лихтера.
Тем не менее, шансы на успех стремятся к нулю. По последней информации трицикл так же далек от серийного производства, как и раньше. В Шривпорте, где Elio благодаря щедрым правительственным субсидиям приобрели фабрику, компания оставила глубокий след разочарования.
Nio. Китайская компания, в значительной степени поддерживаемая вторым по величине азиатским консорциумом Tencent Holdinds, оценивается в 5 млрд долларов и надеется запустить полностью электрический кроссовер в этом году.
Nio хочет массово выпускать электрокары отчасти потому, что Китай постепенно отходит от бензина в связи с поглощающим крупные города смогом. Мы помним, как суперкар Nio EP9 промчался по Нюрбургрингу за 7 минут 5 секунд и 12 сотых, установив абсолютный рекорд для электромобилей и показав всю серьезность намерений бренда. Тем не менее, первой «приземленной» моделью должен стать вышеупомянутый семиместный кроссовер.
Шансы на успех довольно высоки и оцениваются в 8 баллов. Компания получила инвестиции в размере 1 млрд долларов и подготовила функциональный концепт. В ближайшее время ждем от них новостей.
Byton. Изначально компания пробовала себя под именем Future Mobility Corporation, а затем переименовалась в Byton (наверняка в названии обыгрывается единица информации байт).
Итак, Byton хочет выпускать электрокары для китайского рынка. Его предприятие стоимостью 1,1 млрд долларов открылось в сентябре 2017 года в Нанкине. Бренд намерен продавать три модели и выпускать по 300 000 машин в год.
Соучредителями являются Дэниэль Кирчет, который когда-то руководил подразделением Infiniti China, и Карстон Брайтфельд, ответственный за программу BMW i8. Недавно Byton получил 240 млн долларов инвестиций, что очень даже неплохо.
Шансы – 6 баллов. В то время как Byton уже достиг той стадии, которой большинство стартапов никогда не достигает, и фактически приближается к чему-то, напоминающему производство, остаются некоторые вопросы. Финальная часть – самая сложная, как видно на примере Tesla. Первая передача машины клиенту ожидается в 2019 году. Поживем – увидим.
Lynk & Co. Технически это не совсем стартап, поскольку компания является совместной «игрушкой» Volvo и Geely. Lynk & Co начали поставлять на рынок кроссовер 01 пару месяцев назад.
Ford очень расстроился из-за названия Lynk & Co, потому что оно очень созвучно с Lincoln, и попытался оспорить его в бюро по патентам и товарным знакам. Результат разбирательства пока не известен.
Первая партия составила 6 000 машин. В перспективе Lynk & Co намерен ежегодно продавать в Китае, США и Европе порядка полумиллиона автомобилей.
Шансы – 7,5. Первые 6 000 машин станут переломным моментом. Если Lynk & Co сможет уяснить все нюансы и безболезненно приумножить показатели, то компанию ждет несомненный успех. Все-таки марку поддерживают два очень серьезных игрока.
Добавить комментарий