Saab, как вы возможно слышали, ушел от нас навсегда. Марка официально мертва. Горький конец начался после глобального финансового кризиса 2008 года. Еще три года бренд боролся за выживание и в 2011 году объявил о банкротстве. Тем не менее, его слава живет и будет продолжать жить всегда...
С 1945 года, когда был основан Saab AB, до 2012 года, когда Spyker продал автопроизводителя непонятной компании NEVS, Saab произвел множество машин, которые не подвластны времени. Эта небольшая история о пяти самых значимых моделях по версии портала Autoevolution.
Прежде всего оговоримся, что NEVS продолжит выпускать 9-3 и возможно новые модели с былой харизмой Saab, однако у компании уже нет прав ни на имя, ни на логотип с грифоном (который, кстати, остался у грузовиков Scania).
Как бы то ни было, автомобильное подразделение Saab Group будут помнить за нестандартное мышление. Saab – это шведский эквивалент Lancia, у которой дела тоже идут худо. В Швеции Saab всегда считался более авантюрным автопроизводителем, чем Volvo. Этот чудаковатый бренд на пике своего безумия произвел на свет широкий ассортимент высокопроизводительных машин, которые также вызывали интерес и у семейных людей. Итак, начинаем наше путешествие по волнам памяти...
Ursaab (1947). Генезис – вот подходящее слово, чтобы описать Ursaab. Он также известен под псевдонимами Project 92 или X9248. Было построено 4 прототипа этой машины. То, чему Saab научился в своей первой попытке, отразилось в модели 92 – первом серийном автомобиле шведской марки.
А почему именно Project 92? Дело в том, что во время Второй мировой войны на фабрике в Тролльхеттане построили два пассажирских самолета, которые окрестили 90 и 91! Следующим по счету был проект 92...
После окончания войны в Швецию хлынули мотоциклы, легковушки и грузовики. Saab AB посчитал, что неплохо бы было придумать небольшой доступный автомобиль. Эти цели как раз и пытался преследовать Project 92 и последующий Saab 92.
Прежде чем в декабре 1949 года началось полномасштабное производство Saab 92, Ursaab блеснул коэффициентом аэродинамического сопротивления 0,32. Между прочим, это столько же, сколько у Ferrari F40. Впечатляюще для 1947 года. Однако еще больше впечатляет то, что 16 инженеров Ursaab не имели никакого опыта в проектировании автомобилей, а водительские права были лишь у двоих.
Saab 93 (1956-1960). Испытав Ursaab на дистанции более 530 000 км, шведский автопроизводитель принялся выпускать Saab 92. Ему на смену в 1956 году пришел Saab 93. Он во всех областях превосходил своего предшественника, но более важным было то, что 93 стал первым Saab, который пошел на экспорт через официальные каналы.
Вместе с объявлением новой модели Saab много спекулировал на тему нового трехцилиндрового двухтактного двигателя. Его не нужно путать с поперечно расположенным блоком на основе дизайна DKW, мотивировавшим 92. Мотор 93 был другой конструкции, имел 748 кубиков объема вместо 764 и располагался продольно.
Этот мотор питал целую россыпь моделей бренда вплоть до 1967 года. Чтобы правильно понять все величие этого крошечного двигателя, просто наберите в Youtube “Saab two-stroke”.
Saab 93 и трехцилиндровый двухтактник – это был брак, заключенный на небесах. Раллийный 93 выиграл ралли Финляндии (1957 год) и ралли Швеции (1959 год), а также финишировал первым в своем классе в гонке Милле Милья (1957 год) и вторым в своем классе в 24 часах Ле-Мана (1959 год).
Saab Sonett (1955-1974). Ах, Sonett! По легенде Рольф Меллде и трое его приятелей разработали первое воплощение Sonett в сарае. С бюджетом 75 000 крон этот квартер умудрился собрать Sonett как раз накануне Стокгольмского автошоу 1956 года. Занятно, что название модели происходит от шведской фразы, которую можно перевести «какие же они милые».
Sonett I (ближайшая к нам машина на фото) выглядит как смесь Corvette C1 и AC Ace, не так ли? Если вы посмотрите внимательно, то увидите, что он праворульный, а рычаг КП находится справа от водителя (как у Ford GT40). Почему?
Дело в том, что все шесть единиц Sonett I были построены до 3 сентября 1967 года, когда Швеция перешла на правостороннее движение в результате референдума 1955 года. Sonett I черпал вдохновение из концепций авиационной промышленности. Он весит всего 600 кг, а алюминиевое шасси и вовсе 70 кг. Поразительная работа!
Что касается Sonett II и Sonett III, то Saab разработал эти автомобили, думая о простых смертных. Также известный как Saab 97, Sonett распрощался с культовым двухтактником в 1967 году и адаптировал 1,5-литровый мотор Ford Taurus. Финальная итерация, Sonett III, весила 880 кг и могла разгоняться до 165 км/ч благодаря 1,7-литровому V4.
Saab 99 (1968-1984). 70-е годы были эпохой, когда Saab окончательно устоялся как автопроизводитель. Пройдя отметку в 500 000 произведенных машин в 1970 году, Saab отпраздновал миллионный сошедший с конвейера экземпляр уже в 1976 году. Saab 99 был одним из самых (если не самым) знаменательным автомобилем своего времени.
На фоне предшественников Saab был большим автомобилем, попадавшим в сегмент компактного премиума. Под капотом у него расположился 4-цилиндровый 4-тактный мотор, разработанный Triumph. По правде говоря, это была половина от V8, который Triumph изготавливал в 70-е годы.
Saab укомплектовал 48 единиц 99 полноценным V8, но план не сработал. Зато в 1978 году Saab представил 99 Turbo с 2-литровым мотором и турбиной Garrett. Первый турбированный Saab выдавал 143 л. с., разгонялся до 100 км/ч за 9,2 секунды и набирал чуть более 200 км/ч.
99 Turbo мгновенно стал хитом и классикой. Еще одна причина, по которой Saab 99 достоин находиться в Зале автомобильной славы, состоит в том, что это последняя модель Saab, участвовавшая в ралли. За рулем Saab 99 EMS и 99 Turbo Стиг Бломквист выиграл Международное ралли Швеции в 1977 и 1979 годах.
Saab 9-5 (2010-2011). Saab 9-5 2010 и 2011 годов будут помнить как последнее сердцебиение уже разбавленного автопроизводителя. Под словом «разбавленный» мы имеем в виду участие General Motors. Со второго поколения 900 все «Саабы» строились на фундаменте GM.
Например, вышеупомянутый Saab 900 был замаскированным Opel Vectra. 900 NG помог компании получить прибыль в 1995 году впервые за 7 лет, но с того времени дела у шведов пошли все хуже и хуже. Второе поколение Saab 9-5 делит «позвоночник» с Opel Insignia, Buick Regal и LaCrosse, Cadillac XTS, Chevrolet Malibu и Impala. Тоскливые автомобили, надо признаться. Однако Saab 9-5 был далек от тоскливости!
Он свято следовал турбо-традиции и в целом был лучше, чем сумма его частей. Полноприводная система с муфтой Haldex, безошибочно скандинавский дизайн, авиационный салон, потрясающий кузов универсал. Есть множество пунктов, за которые 9-5 стоит любить.
Для «саабофилов» это самый настоящий коллекционный образец. Для прогрессивных всезнаек это всего-навсего автомобиль, уступающий Audi A6, BMW 5-Series и Mercedes E-класса. Мы не хотим принадлежать к этим всезнайкам, поскольку 9-5 сражает наповал и вводит в ступор. Кому нужен Apple CarPlay, когда у вас есть зеленая подсветка приборов и кнопка Night Panel, которая отключает все салонное освещение, кроме спидометра?
Этот Saab далек от совершенства, но он однозначно выделит вас из толпы. Зная, как часто автомобильные марки восстают из пепла, не будем пессимистами и скажем лишь: Saab, возвращайся скорее!
Добавить комментарий