После откровенной кровавой бани гоночного сезона 1955 – катастрофы в Ле-Мане, где погибли 84 человека и были ранены 120, – многие автопроизводители начали дистанцироваться от автоспорта.
Виновник той аварии Mercedes отказался от всех санкционированных форм гонок до конца 70-х годов. В США был похожий протест из-за отсутствия должной безопасности в гонках. В итоге «Большая Тройка» подписала джентльменское соглашение о прекращении участия в автоспортивных мероприятиях.
GM, Ford и Chrysler вместе со своими суббрендами были частью лоббистской организации под названием American Automobile Manufacturers Association (AAMA). Официальная «рекомендация» для AAMA касательно гонок вышла в 1957 году, то есть через два года после трагической аварии в Ле-Мане. «Деревянная» формулировка этой рекомендации звучала следующим образом:
Не участвовать ни в каком публичном соревновании или тест-драйве, подразумевающем высокие скорости и резкие ускорения; не оказывать финансовую, инженерную, производственную и рекламную помощь для создания и поставки пейс-каров и других автомобилей, тематически связанных с упомянутыми выше событиями.
То, что началось как рекомендация, в конечном итоге превратилось в радикальный гоночный запрет, поэтому начиная с 1957 года ни одна американская компания не участвовала в гонках. По крайней мере в теории, поскольку на практике сотрудники GM стали первыми, кто нарушил правила, начав потихоньку секретные разработки на своем заводе.
Первым же, кто официально вышел из гоночного запрета, был как ни странно Ford. В 1962 году Генри Форд II принял решение не только разорвать соглашение, но и развернуть агрессивную гоночную кампанию, которая бы пристыдила и GM, и Chrysler.
Кампания называлась «Тотальный перфоманс». Она взяла гоночный мир штурмом, что тем более удивительно, так как она исходила от автопроизводителя, никогда особо не блиставшего в автоспорте.
Тогда (как, собственно, и сейчас) гоночной жемчужиной были 24 часа Ле-Мана, и Ford нацелился взять этот трофей как можно скорее, чтобы доказать всем, что «Тотальный перфоманс» - не просто красивые слова...
В течение первой половины 60-х годов Ferrari стали непобедимой силой в Ле-Мане. Машины из Маранелло выиграли шесть гонок подряд, пока Ford не положил этому резкий и прямо-таки мстительный конец!
Энцо Феррари и Генри Форд II были в очень хороших отношениях друг с другом. Форд узнал из достоверных источников, что Феррари хочет продать компанию, чтобы получить больше инвестиций в свою гоночную программу. Переговоры между двумя мастодонтами автоиндустрии начались в 1962 году, когда «Тотальный перфоманс» уже был в стадии реализации.
За приобретение итальянского производителя спорткаров Форд предложил примерно 18 миллионов долларов, что эквивалентно 141 миллиону долларов сегодня. Нужно иметь в виду, что Ferrari тогда не была такой большой компанией, так что эту сумму следует рассматривать совсем в другом контексте. Она была огромной!
В любом случае переговоры проходили довольно продуктивно, пока «Коммендаторе» не осознал, что если Ford поглотит Ferrari, то он потеряет полный контроль над деятельностью гоночного подразделения. Помимо всего прочего, итальянцам, вероятно, запретят участвовать в гонках на американской земле – по крайней мере, в гонках, где Ford считается фаворитом.
Все это было подкреплено национальной истерией в прессе о том, что Ferrari обязательно должны остаться 100-процентной частью итальянской культуры. И Энцо в самую последнюю минуту передумал! Ford уже направил делегацию юристов, чтобы подписать окончательную сделку, однако сделка была сорвана, равно как и хорошие отношения между Фордом и Феррари.
Генри Форд II воспринял это очень близко к сердцу, и именно из этой обиды родился FordGT40 – автомобиль, который не только выиграл Ле-Ман 4 раза подряд, но и показал Энцо, кто в доме хозяин. В фигуральном смысле это аналогично Макдональдсу, приготовившему филе миньон лучше, чем ресторан с тремя звездами Michelin.
Конечно же это не произошло за одну ночь, так как программа при поддержке Кэрролла Шелби привела к ряду неудач в 1964 и 1965 годах.
Звезды Ford начали сходиться в 1966 году, когда мир увидел самый близкий финиш в истории Ле-Мана, где экипаж Брюса Макларена (чье имя до сих пор вызывает переполох в Формуле-1) и Криса Амона финишировал первым на Ford GT40 Mk. II.
Второе место? Еще один Ford GT40 Mk. II под руководством Кена Майлса и Дениса Халма. Третье место? Правильно: Ford GT40 Mk. II Рони Бакэма и Дика Хатчерсона.
Два Ferrari 330 P3 были просто обескуражены армадой GT40. У нескольких 365 P2 частных партнеров Ferrari дела обстояли не лучше. Ночной кошмар Энцо перенесся и на 1967 год, когда Ford GT40 Mk. IV Дэна Гарни и Эй-Джей Фойта опередил занявший второе место Ferrari 330 P4 на четыре круга.
Ford GT40 Mk. I с шасси №1075 приезжал в Ле-Ман в 1968 и 1969 годах, выиграв оба состязания в одну калитку. Второй раз в истории Ле-Мана один и тот же автомобиль добился победы два года подряд.
Учитывая предысторию этих четырех побед, вы можете догадаться, что Энцо вовсе не был счастлив. Плюс ко всему в 60-е годы начал набирать вес достойный сорперник Ferrari – Lamborghini. Это еще один случай, когда упрямство Коммендаторе привело к появлению очередного заклятого врага.
Единственный вопрос, пока остающийся без ответа: что будет происходить в 24 часах Ле-Мана 2016, когда Ford вернется на французскую почву с внуком GT40, новым GT Le Mans EcoBoost, ровно через 50 лет после первоначальной победы над Скудерией...
Добавить комментарий