Мы не уверены, что конкретно принимали исполнительные директора крупных американских компаний на рубеже последнего столетия, но налицо их странное увлечение культовыми французскими автомобилями. Сначала Chrysler сделал пластиковый Citroen 2CV, а затем General Motors создал очень продвинутого преемника Citroen DS – GM Precept.
General Motors Precept был концептом 2000 года. Целью была разработка автомобиля с очень низким уровнем выбросов и расходом топлива 3 л/100 км. Американцам, кстати, удалось это сделать, хотя для этого им пришлось дойти до предела своих возможностей, то есть перспектива массового производства такой машины была примерно равна перспективам корректирующего белья из углеродных нанотрубок, скрепленных лазером на свободных электронах.
От своего проекта электромобиля EV-1 у GM остались электропривод и передовые аэродинамические заключения. Естественно, все это было интегрировано в Precept. Модель была гибридом, но гибридом не в том распространенном смысле, к которому мы привыкли сегодня... Precept был параллельным гибридом, в котором в отличие от Prius и ему подобных фактически присутствовали два полностью самостоятельных отдельных силовых агрегата: один дизельный, другой электрический.
Впереди передние колеса вращал 34-сильный электромотор со своими контроллерами, батареями, системой охлаждения и так далее. Сзади же размещался 1,3-литровый 3-цилиндровый турбодизель Isuzu, а вместе с ним 13-сильный электрический «многоцелевой модуль», который служил стартером для дизельного мотора, генератором для зарядки никель-металл-гибридных батарей, стабилизатором, устраняющим необходимость трансмиссионных синхронизаторов, и даже ассистентом при резких ускорениях обоих двигателей.
Если вся эта система с тремя отдельными моторами кажется сложной, то так оно и есть. Один из обозревателей Car and Driver прокомментировал машину так:
Это также единственный автомобиль с четырьмя различными охлаждающими контурами (для ДВС, для электромоторов, для батарей и для турбоинтеркулера), с тремя отдельными системами напряжения (12, 24 и 36) и 16 радиаторами. В общей сложности 47 микропроцессоров должны постоянно отчитываться о своих действиях, чтобы Precept благополучно катился по дороге.
Невероятно, но система и автомобиль функционировали. У Precept был удивительно низкий коэффициент аэродинамического сопротивления 0,16 (у VW XL1 – 0,19) и расход, близкий к заявленным 3 л/100 км. Но что поражает больше всего – так это внешнее сходство с гипотетически современным Citroen DS.
Тонкая каплевидная форма – абсолютный DS. Скрытое «юбкой» заднее колесо, длинный капот, оконная линия, тонкая стойка «С», сдвоенные фары... Если автомобилю добавить более ориентированный на комфорт интерьер и парочку «ситроеновских» двойных шевронов, мы бы однозначно поверили, что перед нами Citroen DS образца 2016 года.
Конечно, это совсем не Citroen. Программа из эпохи правления Клинтона, стимулировавшая развитие таких гиперэффективных автомобилей, умерла, когда к власти в 2000 году пришел Буш. «Большая американская тройка» вскоре забыла об этих дорогих продвинутых и для многих несексуальных автомобилях.
Прототипы Precept сейчас вероятно пылятся на каком-нибудь заброшенном складе или может быть их разобрали для другого проекта, где срочно нужны были 47 микропроцессоров и километры радиаторных шлангов. И это позор!
Сейчас гибриды окружают нас везде, а дизайнерский фокус сместился в сторону аэродинамики. Теперь вы видите, что концепт GM намного опережал свое время. Как, собственно, и DS…
Добавить комментарий