В идущем на посадку самолете думается особенно хорошо. В чем заключается этот феномен – подскажут психологи, этологи или какие-нибудь еще «ологи», но пока лайнер совершает маневр под красивым названием «глиссада», всегда хочется чем-нибудь занять голову. Например, тем, что означает слово “Vitara”.
Японцы из Suzuki считают, что слово было сложено в 1988 году компьютером. Что же это мог быть за компьютер такой в 88-м году? В тот год Стив Джобс, изгнанный из Apple, делал сверхмощные машины для графики Pixar. Можно предположить, что софт, складывавший красивые названия из произвольного набора букв, был установлен на одной из них.
Сейчас все новое уже вторично, например, современный рок-н-ролл. Сложенное компьютером слово «Vitara» не исключение. Лингвисты считают, что «vitara» - однокоренное слово с древнеиндийским «vitaras» - «идущий далее», то есть, «второй». Славянские языки относятся к индоевропейской семье, а значит, хорошо нам знакомое слово «вторник» также имеет со словом «vitara» единый корень. Эстонцам, говорящим на языке финно-угорской группы, оно кажется похожим на «kivitara» - «каменная ограда». Хорошее, крепкое слово.
Знакомство с новым Suzuki Vitara произошло у подножия Таллиннской телебашни. Поднявшись на лифте на смотровую площадку, можно увидеть, кажется, всю Эстонию, благо ее «габариты» 150 на 300 километров. Панорама настолько обширна и прекрасна, что вобрать ее в себя может только такой широкоугольный объектив, в который попадут даже уши фотографа. Вряд ли у кого-то была с собой такая техника, поэтому наблюдать за отчаянием людей с камерами в руках было даже забавно. Лучше просто смотреть и дышать морским воздухом.
В полу смотровой площадки есть прочный иллюминатор, на который можно встать и увидеть под ногами 150 метров пустоты. Vitara не производит впечатления такой прочности. Многое пришлось бросить на алтарь снижения веса, это заметно с первого взгляда. Когда электропривод тянет стекло вниз, из-за сопротивления новеньких уплотнителей тонкая дверная карта встает горбом, и если бы клипсы ее не держали, наверное, отлетела бы.
Чтобы понять и простить это, вдумайтесь в цифру – 1075 килограмм. И в другую цифру – 7,2 литра 95-го бензина на 100 километров в смешанном цикле после заезда на песчаную трассу для квадроциклов и целого дня, проведенного за закрытыми окнами с кондиционером.
Suzuki называет это легким, поглощающим удары кузовом, созданным по технологии TECT (Total Effective Control Technology). Энергия удара при столкновении уводится в зоны поглощения, пока водителя и пассажиров защищает силовая структура из высокопрочной стали. При этом панели кузова можно промять руками. Освобождая застрявший кроссовер, приходится выбирать на кузове место, на которое можно опереться, не рискуя оставить вмятину. И все же Vitara получила пять звёзд в краш-тесте Euro NCAP.
На примере «Витары» можно проследить будущее развитие автомобилей. Так мы скоро придем к тому, что водитель будет сидеть внутри каркаса, а кузовные панели заменят голограммы. Каждое утро можно будет выезжать в новом цвете, в зависимости от настроения. Удобно.
Кстати, Suzuki уже сделала первый шаг на этом пути – кроссовер доступен в 14 различных цветах. Особенно хороши оранжевый металлик и металлик цвета слоновой кости. Есть даже возможность выбрать двухцветную окраску кузова. В городе Раквере я, не зная эстонского, понял часть фразы, брошенной случайным прохожим при встрече с Vitara – «Range Rover”. Действительно, с белой или черной крышей Vitara похожа на Evoque. Кстати, встретить прохожего в Раквере – большая удача. Для его улиц, как и для многих эстонских городов, характерны чистота и почти полное отсутствие людей. Самое людное место в Эстонии – Vana Tallinn – Старый город.
В связи с этим совершенно непонятно, почему в городе максимальная скорость ограничена 50 километрами в час, а на транснациональном шоссе 110. Достаточно сложно попасть в ДТП с пешеходом на улице, где нет прохожих, а на шоссе за два дня мы не встретили ни камер, ни полицейских.
Возможности персонализации цветом крыши не исчерпываются. Можно выбрать белую или черную решетку радиатора, боковые накладки тех же контрастных цветов, бирюзовую, ярко-оранжевую или черную лаковую приборную панель, окантовочные кольца воздуховодов в цвет накладки, дизайн часов на приборной панели, в том числе, в варианте с иероглифами.
При первом знакомстве с интерьером, приходит в голову мысль: «Я работал, как вол, выполнял все взаимоисключающие параграфы начальства. Я заработал миллион, и что?» А ничего. Загляните в качестве противоядия в салон автомобиля на один шаг ниже в бюджетной иерархии, вернитесь и посмотрите, что предлагает Suzuki за сумму от 899 000 до 1 405 000 рублей.
Дизайн интерьера, на самом деле, не прост. Он – утилитарен. Есть такой прибор – теодолит. Его возят с собой геодезисты и выгружают на землю в грязь, слякоть, холод и жару. Салон кроссовера, обладающего неплохими внедорожными качествами, должен быть утилитарным. Если на рыбалке вы перемажете его тиной или аналогичный трюк проделает с мороженым ваш сын, салон должен быть таким, чтобы его можно было оттереть при помощи воды и тряпки. Жесткий пластик с неявной фактурой в салоне Vitara идеально подходит под эти критерии.
Дороги в Эстонии прекрасны, и их много. По всей стране, куда бы вы ни поехали, вы увидите множество разбросанных тут и там хуторов. Частное хозяйство может оказаться в абсолютно любом месте, и к нему будет дорога. Может быть, дело в богатых запасах известняка, или в том, что дороги в Эстонии начали строить еще во времена крестоносцев Ливонского ордена, и, даже с учетом пресловутой эстонской «горячности», успели закончить к 21-му веку, но это так. Даже к лежащим в лесу со времен последнего ледникового периода гигантским гранитным валунам ведет укрепленная и ровная дорога. Путь вдоль нее заботливо обставлен указателями из резного дерева, на которых написано что-то вроде «Kivirahn Tammispea». Помните, «kivirahn», «kivitara», Vitara - родственные слова? Состояние дорог стало даже разочарованием для тех, кто приехал тестировать кроссовер.
Воспользовавшись богатством английского языка, Suzuki придумала собственное название системы полного привода с перераспределяемым между осями крутящим моментом. Что особенно ценно, система ALLGRIP 4WD позволяет выбирать режим движения под дорожные условия. Получается, что Vitara – пока единственный компактный кроссовер, предлагающий сочетание АКПП и переключения режимов полного привода. Неплохой при габаритах 4 175х1775х1610 мм клиренс в 185 мм сулит возможность легких внедорожных экзерсисов.
Селектор позволяет выбирать между режимами «Авто», «Спорт», «Снег» и «Блокировка». Блокировки как таковой нет, ее имитирует система управления полным приводом, объединенная с ESP, ABS и TRC, при помощи тормозных механизмов, притормаживающих забуксовавшие колеса. Примерно также работает и система помощи при спуске. Не помню, чтобы какой-нибудь еще кроссовер класса Vitara ее предлагал.
Весь этот сложный цифровой винегрет хорошо проявил себя на трассе для кроссовых мотоциклов, проложенной среди поросших кустарником дюн где-то неподалеку от Финского залива. Навык обращения с «Витарой» в песчаной колее пришел уже на втором круге. Все, что нужно, - это разогнаться ровно настолько, чтобы взобраться на горку, и не взлететь в воздух. Остальное автомобиль делает сам. Ощущения от работы управляемого полного привода очень интересные. Слышно, как под днищем происходит напряженная работа, немного страшно, как бы что-нибудь не сломалось, например, электромагнитная муфта полного привода. Притом, шумоизоляция вполне тянет на твердую четверку, - в салоне при скорости 120 километров в час можно разговаривать, и к вечеру голова не болит. Возможностей двигателя – тезки знаменитой штурмовой винтовки, M16A максимальной мощностью 120 лс при 6000 об/мин и с максимальным крутящим моментом 156 Нм при 4400 об/мин хватает, чтобы скакать по горкам и не вязнуть в песке.
И все-таки, один раз Vitara застряла, но произошло это по причине слишком большого рвения организаторов, перестаравшихся, выкапывая яму для проверки диагональной проходимости. Ребята поработали на славу и вырыли такой котлован, какой в реальной жизни любой водитель постарается избежать. Несмотря на то, что на тесте у нас была самая «гламурная» Vitara в топовой комплектации GLX с автоматической 6-ступенчатой АКПП, вытолкать ее удалось с первого раза, даже ручной режим управления АКП использовать не пришлось.
Проверить динамику на шоссе удалось с оглядкой на солидный штраф в Евро, который следует уже после превышения скорости на 4 км/ч. Отрадно, что двигатель, позволяет быстро разгоняться в диапазоне крейсерских скоростей. Эта особенность всегда была свойственна моторам Suzuki, и M16A – отнюдь не новый по конструкции агрегат, обладает ей в полной мере. Шестиступенчатая АКПП легко отзывается на резкое нажатие педали акселератора, и в целом тандем обеспечивает умеренную динамику, которой вполне достаточно, чтобы не скучать за рулем. Есть ощущение, что в варианте с МКПП автомобиль будет резвее, но тогда придется отказаться, например, от панорамной крыши с двойным люком, так как максимальная комплектация с ручной коробкой - GL+ за 1 185 000 рублей.
Скучать не придется и во время остановки. Медиацентр Vitara оснащен одним из самых больших в классе 7-дюймовым сенсорным экраном, которым можно управлять, не снимая перчаток. Кроме того, он реагирует на жесты. Правда, немного странно, что поднять громкость можно только проведя пальцем по стеклу снизу вверх, а старая добрая ручка потенциометра упразднена. Это не совсем удобно, когда едешь быстро, но привыкнуть, видимо, можно. Также можно пользоваться приложениями, установленными на подключённом смартфоне или разглядывать трехмерные объекты на карте навигационной системы. Карты Эстонии, кстати, не было.
В целом новый кроссовер от Suzuki производит благоприятное впечатление, а в сочетании с пейзажами Эстонии даже праздничное. Не совсем понятно, как производитель собирается «разводить» нового флагмана с Suzuki SX4 почти тех же габаритов. Пожелаем им удачи, а себе, вернуться в Эстонию, чтобы погулять по парку мызы Вихула, поесть в корчме Палмсе или просто полюбоваться одной из работающих там официанток. Если вы любите группу ABBA, вы поймете.
Благодарим компанию Suzuki Motor Rus и лично Даниелу Истратий.
Дмитрий Александров
Добавить комментарий