Вы когда-нибудь слышали о Nyayo Pioneer? Это был первый африканский самостоятельно разработанный автомобиль, чей проект начался с удивительной цитаты президента Кении того времени: он попросил разработать машину, «какой бы медленной и уродливой она ни была».
Непривычно иметь дело с такой неприкрытой честностью, когда речь заходит об автомобилях. Обычно любая автомобильная компания описывает свою продукцию и свою историю всяческими надрывными гиперболами, провозглашающими соответствующие модели самыми искренними и благородными спасителями человечества. Поэтому когда один раздраженный лидер поручает своему университету создать уродливый медленный автомобиль, мы невольно настораживаемся.
Президентом был Даниэль арап Мои, университетом – Университет Найроби, а целью – разработка автомобиля, который можно было бы собирать в Кении и продавать по доступным ценам местному населению. Это происходило в 1986 году, и хотя другие компании уже производили машины в Африке (Volkswagen, например, делал «Жуков» в Нигерии и ЮАР), эти машины не были на самом деле разработаны африканцами на их домашнем континенте. А Nyayo стала таковой…
«Nyayo» означает «шаги» на языке суахили, что также являлось прозвищем президента Мои. Таким образом автомобиль был по сути назван в честь него.
После четырех лет и огромной кучи "съеденных" денег университету удалось собрать пять прототипов: хэтчбек, седан, пикап, спортивное купе и даже раллийное багги. Все автомобили выглядели вполне обычными для той эпохи.
На них устанавливался 1,2-литровый двигатель местного производства, который позволял Pioneer разгоняться до 120 км/ч. Не так уж и медленно! Да и выглядела машина не так уж и страшно…
Тем не менее, автомобиль был обречен. Когда на территории спортивного комплекса Касарини перед огромной толпой состоялась торжественная премьера, лишь два из пяти автомобилей завелись. А когда президент решил проехать на одной из работавших машин по треку, она остановилась через 400 метров. Не очень удачное начало...
Nyayo Pioneer был инженерной катастрофой. Фары, бамперы и багажник не стыковались друг с другом плотно, да и в целом машина не производила впечатление аккуратного потребительского продукта.
Компоненты изготавливались вручную на различных заводах. Производство проходило в основном ночью, поскольку проект был окутан государственной тайной. Отсюда и некачественная подгонка деталей. Кузов был слишком тяжелым, и двигатель просто не мог справиться с такой ношей.
Кроме того, несмотря на условие самодостаточности, только 60% автомобиля было собрано из доступных местных материалов.
Расстроившись из-за такого явного провала, правительство, тем не менее, не опустило рук и решило наладить массовый выпуск этой "малоподвижной" машины. Они основали Nyayo Motor Corporation (NMC) и даже завезли на завод роботов, которые помогали при сборке двигателя.
В это же время начали закрываться технические школы, и находить грамотных специалистов становилось все сложнее. В итоге NMC функционировала на 10% заявленной мощности.
У правительства кончились деньги для продвижения проекта. Общий объем капиталовложений в массовое производство составлял 7,8 миллиардов кенийских шиллингов. После финансового кризиса 90-х годов проект был заморожен.
Да, план не сработал. Предприятие было продано другой фирме, которая в некоторой степени стала конкурентоспособной и выпускала автомобильные и локомотивные запчасти, станки и другую технику.
Во всей этой истории легко увидеть провал, но те пять прототипов, спроектированные студентами и построенные в строжайшей секретности при плохом освещении, достойны уважения. У них был рациональный дизайн, и гипотетически такой автомобиль мог бы иметь успех не только в Кении, но и в остальной Африке.
Если бы в современном мире кому-нибудь пришел в голову слоган "Медленный и уродливый", маркетологи стерли бы его в порошок.
Добавить комментарий