Даже еще официально не начавшись, сезон Формулы-1 2014 года был пропитан отрицательными эмоциями болельщиков, команд и всех остальных, кто хоть как-либо связан с этим спортом. И все же мы увидели потрясающую борьбу – как в исполнении двух пилотов Mercedes, так и в исполнении их соперников из Red Bull, Ferrari и Williams. А вот насколько медленнее стали нынешние болиды, мы так и не заметили.
Давайте начнем наше сравнение с высоты быстрых машин, оснащенных V10, где доминировала Ferrari F2004. Нам понадобятся гоночные треки с различными характеристиками, не изменившиеся за 10 лет. Мельбурн и Сепанг классифицируются как умеренные трассы, Канада и Монца – как высокоскоростные, Венгрия и Монако – как трассы, где необходимо много прижимной силы. И все они более или менее остались нетронутыми.
За одним лишь исключением (Канада 2013) времена на круге постоянно увеличивались от поколения к поколению. Даже ультрасложные автомобили 2008 года, выступавшие на шинах Bridgestone, значительно потеряли в скорости. Стоит ли говорить о текущем урожае болидов, которые в среднем на 8 секунд медленнее!
Что интересно: независимо от конфигурации трассы, все больше и больше скорости куда-то исчезает. Есть четыре аспекта, которые так или иначе повлияли на снижение показателей.
1. Двигатель. В то время как турбированные V6 совсем не так слабы и выдают более 800 л. с. (в следующем году примерно 860 л.с.), они все равно далеки от славных V10 с их почти тысячесильной отдачей. Кроме того, у V10 была постоянная выходная мощность, тогда как мотору V6 ассистируют электрические батареи, дающие временный форсаж для достижения 800+ л. с. Плюс пункт, касающийся оборотов: 12000 сейчас против 19000 в то время. Тут дело не в том, что производители не хотят раскручивать двигатель. Всему виной регламент ограничений по топливу.
2. Шины. Раньше мы могли наблюдать войну шинников. Она, безусловно, не сказывалась положительно на самих гонках, поскольку судьба чемпионства часто зависела от выбора правильного бренда резины и политики, которую он проповедовал, однако заставляла производителей идти на многое, чтобы получить преимущество. Результатом стали шины, которые, казалось, живут вечно и в то же время обеспечивают отличное сцепление с дорогой. Michelin продолжает рационализировать шины и по сей день, но эти шины стоят на машинах серии «24 часа Ле-Мана», где выполняют свою функцию идеально. Андре Лоттерер прекрасно описал свои ощущения во время уикенда в бельгийском Спа, где ему пришлось выступать за Caterham: «Шины Pirelli не дают таких возможностей и не выдерживают таких нагрузок, с которыми я спокойно справляюсь на Michelin за рулем своей Audi R18».
3. Аэродинамические предписания. Уровень прижимной силы постепенно снижался. В 2009 году команде Brawn удалось избежать потери прижимной силы за счет двойного диффузора, но после того как он был запрещен, машины становились все медленнее. В этом году они потеряли еще 10% прижимной силы. Просто взгляните на физическое состояние Ферстаппена во время его первой «прогулки» за рулем болида в Сузуке и сравните с Феттелем, описавшем свой первый тест за команду BMW: «Уже через несколько кругов я не мог видеть, потому что был не в состоянии держать голову в вертикальном положении».
4. Режим закрытого парка. Нет больше никаких исключительно квалификационных настроек, которые в течение ночи снова переделывались под гонку. Закрытый парк исключил все хитрости, поэтому команды должны находить баланс между двумя дисциплинами, частично жертвуя как первой, так и второй.
В общей сложности все очень трагично, но паниковать рано: Формула-1 по-прежнему самый быстрый способ проходить повороты. В Спа болиды Ле-Мана на 10 секунд и на 30 км/ч по максималке медленнее, а серия GP2 – в 8 секундах позади. Граница сузилась, и Берни с Жаном должны подумать, как снова ее расширить.
Добавить комментарий