Изменениями во внешнем виде автомобиля – стайлингом – сейчас никого не удивишь. Многие владельцы машин в разной степени да меняли внешний облик своей “ласточки”. Кто-то совсем незначительно, лишь добавлял небольшие штрихи: вроде ресничек на фары или небольшой аэрографии а-ля тату. А кто-то серьезно подходит к делу, погружаясь с головой в кардинальную смену дизайна своего авто. Кто-то делает стильно и со вкусом, добавляя те элементы, которых действительно не хватало машине. А некоторых, скажем так, уносит, и в итоге получается то, что в народе зовется “колхозинг”.
Как бы там ни было, по дорогам столицы ездит масса автомобилей подвергшихся стайлингу. Самому разному. И никто уже не удивляется, увидев проехавший мимо “Рэнж” в обвесе от какого-нибудь ателье. Так же как уже не цепляет взгляд старенький Civic модернизированный в духе NFS Underground. Но я кажется, знаю кое-что, что не оставит равнодушными приевшихся ко всему жителей Москвы. Вы когда-нибудь слышали о Босодзоку?!
Глядя на этот апофеоз безумия, торжество бессмысленности и абсурдности, хочется сказать только одно: "Что за жесть?!" Бесспорно эти автомобили самое отмороженное и невероятное в области стайлинга. На первый взгляд может показаться, что эти непонятные машины перенеслись прямо из японских комиксов Аниме. Но нет, это не комиксы, не творение ребенка и даже не съезд участников фестиваля “Комик-Кон”.
Как вы отреагируете, если я вам скажу, что на этом вырвиглазном транспорте передвигалась одна из самых известных преступных группировок Японии — Босодзоку — субкультура мотохулиганов. Мото — потому что автомобили в группировке вышли на первый план лишь в 70-е годы прошлого столетия. И именно в те годы за субкультурой закрепилось название “босодзоку”. Произошло это после публикации статьи в одной из газет, где редактор, описывая новый налет байкеров, применил для них это слово, соединив “босо” (“гонки”) и “дзоку” (“клан”).
Преступная субкультура Босодзоку родилась в Японии в середине 50-х годов. Тогда оправившаяся от мировой войны и двух атомных бомб, экономика страны росла как на дрожжах, а одним из основных направлений роста была автомобильная промышленность. Среди молодежи стало появляться все больше поклонников мотоциклов и автомобилей. А с ними появлялись и первые группировки, устраивающие нелегальные гонки на улицах городов. Японцы считают, что первыми членами таких банд были бывшие камикадзе, стремившиеся отыскать потерянные острые ощущения в мирной жизни.
В конце 1970-х годов популярность движения достигла своего пика. Субкультура насчитывала сотни кланов по всей стране общей численностью 23 000 человек. Большинство участников банд были вооружены и агрессивно настроены. Некоторые кланы были напрямую связаны с японской мафией — Якудза. В начале 90-х годов власти Японии объявили войну субкультуре Босодзоку. Была создана масса исправительных колоний для членов банд, а в дорожных правилах появились специальные пункты, направленные на борьбу с Босодзоку. В 2004 году усложнилась процедура получения прав и покупки транспорта для несовершеннолетних, что позволило резко уменьшить численность банд. Одновременно с этим взрослые участники субкультуры постепенно отходят от криминальных дел, объединяясь в байкерские и автомобильные клубы, которые действуют в рамках закона.
Члены Босодзоку никогда не хотели выглядеть в глазах общества обычными хулиганами и бандитами. Свое стремление быть уникальными, они доказывали самыми фанатичными образами. От смертельно опасных гонок до превращения автомобиля в футуристического монстра. Даже налеты и грабежи сопровождались эффектной театральной постановкой и красочным действом.
Лучше всего эффектность Босодзоку подкрепляло то, как они кастомизировали собственные автомобили и мотоциклы. Огромные, смотрящие в небо, зигзагообразные патрубки выхлопа сваренные из водосточных труб. Выставленные наружу масляные радиаторы с болтающимися шлангами. Выдающиеся на метр вперед и назад элементы обвеса. Максимально заниженная подвеска и чумовой отрицательный развал колес. А также перекошенные фары, невероятные цвета и многое другое. Самое главное — максимально отличаться от других.
Всего выделяется пять направлений стайлинга Босодзоку: сякотан, янки-стайл, вип-стайл, кося и гратян. Сякотан — самый ранний стиль и наиболее классический — автомобили с заниженной подвеской. Янки-стайл — ярко раскрашенные автомобили и мотоциклы в гавайском стиле. Вип-стайл — модернизация дорогих современных автомобилей. Кося — переделка классических японских моделей. Гратян — установка элементов, характерных для гоночных машин.
Из основных элементов характерных стилю Босодзоку можно выделить следующие: Tsurikawa — кольцо, которое показывает, насколько занижен автомобиль, при езде должно обязательно скрести по асфальту; Нippari — растянутые шины, шина одевается на диск, который слишком широк для нее; Oni-kyan - “дьявольский развал” - колеса, как будто вылетают из автомобиля; акулий нос — удлинение капота и крыльев на несколько десятков сантиметров, иногда для удлинения снизу устанавливают так называемые плавники; накладки — чтобы поставить широкие колеса, устанавливаются накладки, часто цвета контрастного к основному; масляный радиатор — закрепляется в передней части автомобиля, причем так, чтобы соединяться с двигателем через отверстие в фарах.
Большинство автомобилей настолько яростно подвергаются модернизации, что становится невозможно узнать его изначальную форму и модель. Часто после таких модификаций габариты кузова увеличиваются вдвое во всех трёх измерениях. В результате автомобили становятся похожи на транспортные средства инопланетян, а также вызывают ощущение, что способны мгновенно трансформироваться в одного из роботов из известного кинофильма.
Отдельный подвид Босодзоку-каров — это автомобили, у которых с помощью специальных амортизаторов и других деталей подвески задран зад по отношению к земле на 45 градусов. При передвижении таких экземпляров передний бампер частенько скребет о землю, а водитель сидит, задрав голову, чтобы не смотреть прямиком в асфальт.
Ну и конечно не стоит забывать о безумных выхлопных трубах. Разные по длине, высоте и ширине, торчащие отовсюду и во все стороны и имеющие форму зигзага, звезды или любую другую. Их число может измеряться десятками, они могут быть сварены из водосточных труб или даже нескольких сотен пивных банок. Выходят наружу как традиционно — из-под задней части машины, так и сбоку или даже торчат вертикально вверх из прорезей в капоте.
Перечислять конкретные модели бессмысленно, так как японцы способны подобным образом модернизировать любой автомобиль. Но, как правило, за основу берутся машины внутреннего японского рынка: седаны, купе, кабриолеты и микроавтобусы из 80-х годов прошлого века. Такие как Nissan Skyline, Toyota Crown и AE86.
Сейчас течение Босодзоку постепенно переходит в другой формат. Из-за сложностей с правами на автомобиль и мотоцикл молодое поколение пересело на велосипеды. Вместе с агрессивностью они унаследовали от старого поколения и причудливый вид своих транспортных средств.
Япошки...