Рейтинг@Mail.ru
Читайте нас в Дзене: zen.yandex.ru/autoutro zen.yandex.ru/id/5ac2783fdcaf8ec068a940dd
Главная / Обзор / Китайская ниша: по-маленькому и по-большому

Китайская ниша: по-маленькому и по-большому

Автопромышленники Китая, излучавшие потенциальный оптимизм по поводу российского рынка непосредственно до и во время Московского автосалона, начинают сталкиваться с суровой реальностью. Пример компаний Haima и FAW наводит на мысль, что "зеленый" свет китайским автомобилям в России уже не включат.

Сотрудничество Haima и автозавода "Дервейс" началось еще в 2009 году, когда было подписало 3-летнее соглашение. Производства и продаж достигли своего апогея к 2011 году. На тот момент черкесский дистрибьютор сумел выпустить и реализовать более 3 тыс. автомобилей марки Haima. Однако уже с января 2012 года как объемы производства, так и уровень продаж резко пошли на убыль. На днях стало известно, что в этом году завод и вовсе не произвел ни одного китайского автомобиля.

С точки зрения инсайдеров, проблема заключается в том, что на сегодняшний день "Дервейс" за поставленные машкомплекты должен китайскому бренду порядка 2 млн американских долларов. Ситуация усугубляется тем, что качество автомобилей, сошедших с конвейера, не выдерживает никакой критики, что, понятно, не культивирует их рыночную популярность.

Вопреки неприглядной действительности китайцы продолжают смотреть в будущее с оптимизмом, утверждая, что, несмотря на возникшие трудности и разногласия, они продолжают вести переговоры с "Дервейсом". Надежды китайский производитель связывает со своей новой моделью Haima 3, которую планирует выпустить на российский рынок уже в следующем году.

Впрочем, эксперты смотрят на китайские планы с большой долей здорового скептицизма. По мнению многих, переговоры Haima и "Дервейс" — тупиковая ветвь развития: компании явно не могут договориться по ряду принципиальных вопросов, а следовательно, ждать рестарта производства с Черкесске не приходится. Что же касается ввоза автомобилей Haima в Россию, то он заранее ставит китайского производителя в убыточное положение из-за утилизационных сборов.

Экспертный приговор суров, но, пожалуй, объективен: скорее всего, Haima будет вынуждена покинуть российский рынок.

Другой китайский автопроизводитель, компания FAW, вот уже два году безуспешно пытается договориться с Горьковским автозаводом о совместной сборке грузовых автомобилей.

FAW появилась на российском рынке в уже далеком 2007 году, когда был создан бренд "ФАВ — Восточная Европа". Будучи второй по объемам производства компанией на внутреннем рынке, FAW довольно успешно освоил практически все ниши автопрома: от легковых авто и коммерческого транспорта до грузовиков и автобусов. Согласно аналитике "Автостата", с января по август 2012 года в России китайский бренд реализовал 450 грузовых автомобилей.

С ГАЗом соглашение о намерениях было подписано еще в сентябре 2010 года. Речь шла о создании совместного предприятия по выпуску грузовиков, используя мощность завода "Урал". Планировалось, что китайская грузовая модель получит российскую силовую установку, в частности — двигатель ЯМЗ 530. Первый дорожный грузовой автомобиль подобного рода должен был сойти с конвейера еще в конце 2011 года.

Однако воз и ныне там. Главной проблемой, в данном случае, стал вопрос контроля за предприятием. Компания FAW претендует на 51% акций завода, что, понятно, ГАЗ вовсе не утраивает. Почему? - Объяснения довольно лаконичны: главная проблема китайских автомобилей на российском рынке — это неразвитый сервис, отсутствие рынка запчастей, большие сроки поставок, при этом постоянно растущая стоимость.

Другая причина, высказанная экспертами, не менее лаконична: сегодня сотрудничество с FAW для ГАЗа попросту невыгодно. На рынке грузовиков наблюдается устойчивый рост спроса, и рамки совместного предприятия в такой ситуации могут выглядеть чересчур узкими. Кроме того, бренд FAW в России, мягко говоря, не так популярен, как на внутреннем китайском рынке, и то, что казалось актуальным в 2010 году, сегодня уже вчерашний день.

На этом фоне российские продажные дела таких китайских автопроизводителей, как Geely и Chery выглядят просто потрясающе. Так, по данным АЕБ, с января по август 2012 года эти бренды демонстрируют более чем 200-процентный рост продаж относительно того же прошлогоднего периода. В абсолютных цифрах Geely удалось реализовать 10 067 авто (2796 в 2011), а Chery — 12 479 (3505).

Впрочем, несмотря на внушающую уважение динамику, скорее всего, верхнюю планку для всех китайских производителей отметила компания Lifan, рост продаж которой за рассматриваемый период составил 19% - 13 403 авто с января по август 2012 года по сравнению с 11 288 экз. за то же время 2011 года. Почему? - Да в первую очередь, наверное, поэтому...

Никита Котровский

Поделиться

Добавить комментарий

авторизaция для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь или войдите через

Автоблог

ВходРегистрация