Рейтинг@Mail.ru
Читайте нас в Дзене: zen.yandex.ru/autoutro zen.yandex.ru/id/5ac2783fdcaf8ec068a940dd
Главная / Тест-драйв / Smart ForTwo Cabrio: кабрикотлета

Smart ForTwo Cabrio: кабрикотлета

Smart ForTwo Cabrio: кабрикотлета

У нас на тесте побывал кубикообразный микрокар Smart ForTwo. Мелочь, а приятно!

Люди стали полноценными рабами общества массового потребления. Каждую свободную минуту они стараются провести если не в пробке, то в громадном торговом центре, поглощающем человеческий материал без устали и чувства меры. Вокруг этих центров есть автомобильные парковки, где в выходные дни, как правило, царит блаженный хаос. Свободный парковочный слот становится алтарем, на который разгневанные автолюбители во имя шоппинга готовы возложить свои жизни. И все ради такой нужной шторки для ванной или салата со спаржей. К тому же, согласно тенденциям поголовной кроссоверизации с каждым годом растет необходимость втискивать в эти прямоугольники все более крупные транспортные средства. И вот тут в моменты очередного бранного опуса с владельцем соседней машины или с самим собой человек нет-нет да и вспомнит крепким словом не только чью-то мать, но и автомобиль, способный скрасить сомнительное наслаждение всеми прелестями мегаполиса и цивилизации.

Этот автомобиль — Smart. Мини-юбка, гном, микроб, стиральная машинка — называйте как угодно, но то, что когда-то зарождалось как баловство «Мерседеса» и швейцарского часовых дел мастера Swatch, оказалось вполне жизнеспособным проектом. За 16 лет по миру разошлись 1,6 миллиона «Смартов», правда, прибыли концерн Daimler за эти годы едва ли добился. Smart смог сформировать вокруг себя свою собственную нишу современного городского микрокара, но ему нужно держать ухо востро: любой студенческий стартап, посвященный экологии, урбанизации, толерантности и политкорректности, — это непременно очень маленький автомобильчик, часто еще и оснащенный электромоторчиком. Кроме того, представляют опасность и более осмысленные автомобили чуть более крупного размера типа Volkswagen Up и Fiat 500. Положение «Смарта», прозябавшего все это время на одной и той же платформе, было шатким, но теперь все в порядке. Новое поколение к нашим услугам!

Daimler очень постарался, чтобы то, чем машина славится (а она славится габаритами), осталось на прежнем месте. Расстояние от бампера до бампера у нее не изменилось. В высоту она тоже не вытянулась. Smart вырос там, куда растут многие мужчины после 40 лет, а именно в ширину. Он стал шире на 10 см, и это заметно невооруженным глазом. Да, теперь любителям перпендикулярной парковки лицом к бордюру нужно учитывать лишние сантиметры, зато в салоне стало больше места для локтей, а сам автомобиль стал стабильнее вести себя в поворотах. Несмотря на то, что находясь в машине, вы можете одновременно дотянуться и до лобового, и до заднего стекла, в «Смарте» достаточно свободного пространства. Проверено на себе: автомобиль увез все продукты, купленные в «Ашане» для двоих взрослых на три недели вперед. Понятно, что аппетиты у всех разные, и тут все будет зависеть исключительно от таланта утрамбовывания. Кроме того, Smart потрясающе крутится вокруг своей оси. Спереди рулевой рейке ничто не мешает, поэтому колеса выворачиваются на 51 градус, и автомобиль демонстрирует рекордный диаметр разворота в 6,95 метров. Одним словом, все, для кого парковка и маневрирование превращаются в кромешный ад, должны снова сесть за парту автошколы... Ну или на крайний случай заглянуть в дилерский центр Smart.

Внешность нового ForTwo по праву доминирует над нелепо-овальным дизайном прошлых двух поколений. Он квадратнее и аккуратнее. Фары и фонари приобрели столь важные светодиоды. Цвета — только яркие... Тот, кто выбирает серебристый, делает окружающему миру медвежью услугу. Нет смысла бояться цвета, особенно на «Смарте». А поскольку кузовные пластиковые панели съемные (как на смартфоне), вы можете превратить своего карлика в Арлекина.

Удивительный факт: интерьер занимает 75% длины автомобиля. Здесь немножко окунаешься в прошлое, которого порой очень не хватает. И первый признак в том, что машина заводится ключом, а не кнопкой, будь она неладна. Второй признак в том, что температура настраивается забавным слайдером, похожим по принципу на советские весы, на которых взвешивали детей в школах, точно так же передвигая гирьку по шкале. Материалы салона нельзя назвать премиальными. Да, здесь много пластика, но аналогия возникает скорее с панелью смартфона (опять он), чем с пластиковой бутылкой. Выразимся витиевато: будучи недорогим, интерьер не выглядит дешевым. Ну и раз уж смартфон так отчаянно просится в текст, скажем и про него два слова. Молодое поколение самозабвенно любит гаджеты и заявляет, что автомобили им безразличны. Во-первых, они лжецы, а во-вторых, перед ними первая подставка для смартфона с колесами. Действительно: из центральной консоли торчит кронштейн. Причем незадолго до «Смарта» коллега нараспев хвалил Bentley Continental, называя его единственным автомобилем, где предусмотрена подобная опция для его драгоценного «Айфона». В «Смарте» все еще лучше. Инженеры подумали: зачем размещать в машине дорогой цветной жидкокристаллический дисплей, если сегодня почти все носят его в карманах. Таким образом, ваш телефон через Bluetooth интегрируется с машиной через специальное приложение и служит тем самым экраном, с которого можно управлять различными функциями.

Шарлотта Цукунфт, векторно-растровый дизайнер. Пыталась засунуть Smart под микроскоп.

Самый большой минус владения «Смартом» в целом — необходимость отбиваться от невежд, задающих дурацкие вопросы про машину. А самый большой минус нашего тестового автомобиля в частности — это отсутствие крайне стильного атрибута: тахометра, который здесь почему-то является опцией. Итак, я подсмотрела, что тахометр в «Смарте» уволен из приборной панели и торчит отдельно слева от водителя в круглом корпусе с интегрированными туда часами. На самом деле это очень удобно, так как на стоп-линии светофора вы можете показать соседним парням на Subaru WRX, что, якобы разминаясь перед резким стартом, невзначай крутите мотор до 5 000 об/мин. Тахометр — нужная вещь, даже в машине, которая полностью отражается в одной лишь пассажирской двери Land Rover Discovery и напрочь обескураживает работников автомойки, которые задним умом понимают, что брать за нее более 50 рублей — просто свинство! Да, и не стоит портить кузов наклейками «Разработано совместно с Mercedes-Benz». Кому надо, тот знает.

В 60-е и 70-е годы вы могли купить дешевый заднеприводный и заднемоторный автомобиль почти на каждом шагу: у VW, Renault, Fiat, Subaru, Suzuki, Mazda, Skoda, Chevrolet, ЗАЗа. Насколько эта компоновка была популярна раньше, настолько она полностью забыта сегодня. Если вы хотите, чтобы мотор барахтался позади задней оси, ваши единственные кандидаты —Porsche 911 и Smart. Ко всему прочему с момента снятия с производства ВАЗовской классики Smart удерживает уверенное лидерство в категории самых дешевых машин с задним приводом. Ближайшие его преследователи — это Caterham Seven, Mazda МХ-5 и, как ни странно, Ford Mustang, ни один из которых в России не продается.

Итак, в задней части автомобиля не покладая поршней трудится 0,9-литровый 3-цилиндровый турбированный агрегат мощностью 90 л. с. Во время разработки мотора Smart много консультировался с Ford, который в свое время произвел фурор своим однолитровым 3-цилиндровым «Экобустом». С двигателем сопряжен 6-ступенчатый робот с двумя сцеплениями, и это самая громкая и радостная новость. Слава богам, что прежняя порочная автоматизированная коробка была наконец казнена. Кстати, доступна и 5-ступенчатая механика, но только на моделях с жестким верхом и мотором послабее.

В попытке откреститься от старых и никому не нужных механизмов Smart нашел верного товарища в лице Renault, который также размышлял над своим самым маленьким Twingo. В итоге вместе они разработали новую платформу. Модель ForFour, которая представляет собой ForTwo с неожиданной пристройкой сзади, практически идентична (кроме интерьера, электроники и некоторых других компонентов) Renault Twingo. Ну а наш подопечный благодаря хотя бы собственному полусферическому каркасу безопасности Tridion гораздо более уникален.

Левша Кулибин, пластический наномеханик. Подпоясывается ремнем ГРМ.

Рядом с такой машиной чувствуешь себя деревенщиной. Все началось с тщетных попыток отыскать под рулем рычажок открытия так называемого капота. Оказалось, что он как и в «Джипе Ранглере» хитроумно открывается снаружи, то есть каждый прохожий теоретически может унести его с собой, если под рукой вдруг окажутся садовые ножницы, чтобы перерезать удерживающие ремни. Там находятся резервуары для рабочих жидкостей, аккумулятор, радиатор, вентилятор... Мне кажется, это пространство можно было еще оптимизировать для создания миниатюрного багажного отсека. Трехцилиндровый двигатель очень несбалансирован, поэтому машина трясется как страдающий болезнью Паркинсона. Если в высокотехнологичном моторном отсеке вдруг случится возгорание, то машину не спасти, так как пока открутишь шесть контролирующих болтов крышки, автомобиль весь выгорит. Задние тормоза почему-то барабанные (Mercedes явно проглядел), хотя по факту машина останавливается как вкопанная, так что, возможно, для нее и барабаны сгодятся.

В движении ForTwo— никакая не гауптвахта, не карцер и не скамейка для штрафников. Подвеска у машины мягкая, но жесткая! Другими словами, все претензии к комфорту обусловлены короткой базой. За возможность парковаться перпендикулярно приходится расплачиваться сполна. Мы убедились, что идеальная среда «Смарта» — это действительно город (хотя и там на лежачих полицейских приходится веселее, чем обычно). Дело в том, что многие загородные трассы находятся не в лучшем состоянии, а для «Смарта» каждая неровность — это трамплин, поэтому, находясь за рулем, водитель просто обязан приклеить свои глаза к поверхности асфальта и постоянно маневрировать между ямками, иначе Smart будет козлить и брыкаться. Поверьте: на скорости под 100 км/ч это не очень приятно.

Ну а теперь поговорим о том, ради чего мы все сегодня собрались. Допустим, вы сделали сознательный выбор пожертвовать практичностью ради того, чтобы беспечно шнырять по узким городским улочкам и по парковкам. Вы присмотрелись к очень милому автомобилю, который будет скорее аксессуаром вашего стиля жизни. Теперь не прогадайте: потратьте лишнюю пачку денег и купите кабриолет. С механической точки зрения он идентичен своему жесткокрышному близнецу, но с эмоциальной это совсем другая машина. По нажатию кнопки матерчатая крыша (ей также можно управлять дистанционно) за 12 секунд и на любой скорости обнажает бесконечное небо над головой. Нажмите кнопку еще раз, и она скукожится на крышке багажника, освободив еще 20 сантиметров сзади. Но не останавливайтесь на этом: демонтируйте два рейлинга и сложите их в специальный отсек с выемками в багажнике. Упражнение на развитие легкой моторики рук окончено! Механизм крыши добавляет к массе «Смарта» около 90 кг, что немало для такого крошечного автомобиля. Спринт до 100 км/ч кабриолет проходит за 11,5 секунды, в то время как купе делает это на секунду быстрее.

Стигуан, апокалиптический спиди-гонщик. В 1995 году ради шутки предложил проводить гран-при Европы в Азербайджане.

Скажу кратко: это лучшее, на чем я ездил в этом году. Отчасти потому, что ощущения за рулем «Смарта» не похожи на ощущения от других машин. А еще потому, что потенциал машины превышает все ваши ожидания. Когда рядом на светофоре остановился Nissan GT-R, Smart был готов разорвать его, унизить, деклассировать! Зеленый свет, GT-R уносится за горизонт... Эх, ну ладно, как-нибудь в другой раз! На самом деле автомобиль довольно шустр. Развертывание мощности напоминает дни старой турбо-эры. При резком нажатии на газ турбина еще секунду собирает пазл воедино, а затем где-то с 70 км/ч случается легкий, но приятный пинок. Ради смеха мы со «Смартом», двигаясь по крайней левой полосе Новой Риги на скорости 150 км/ч, сгоняли дальним светом других участников движения. Видели бы вы их лица! Но самое удивительное, что в «Смарте» ощущался серьезный запас ускоряться и дальше. А вот при перестроении Smart пускают неохотно. Это странно, ведь при таких никчемных габаритах он в общем-то почти не влияет на поток...

Если вас настораживает безопасность нового «Смарта», не переживайте: в этом компоненте он гораздо лучше своих предшественников. В попытке максимально усилить конструкцию Daimler использовал больше высокопрочной стали. Пока он это делал, тесты на безопасность EuroNCAP стали более строгими, поэтому Smart получил 4 звезды из 5 возможных. Конечно, нельзя игнорировать или как-то по-своему трактовать законы физики, но Smart действительно очень грамотно собран. Владельцы больших кроссоверов с усмешкой скажут, что их машины автоматически безопаснее, но это утверждение верно лишь при специфических обстоятельствах. Не нужно путать большое с безопасным и ставить знак равенства между маленьким и небезопасным. В конце концов, если боитесь, ездите на бульдозере или вообще сидите дома.

В одной из вялотекущих пробок на МКАДе в салон «Смарта» сверху заглянул водитель фуры Renault Magnum. С добродушной улыбкой он стал интересоваться техническими характеристиками, опциями, стоимостью (кстати, наша версия стоит от 1 177 000, что многие собеседники сочли весьма приемлемым). Каждый наш ответ он передавал по рации своему напарнику, ехавшему следом. Таким образом, в центре МКАДа у нас организовалась мини-конференция, посвященная «Смарту»-кабриолету. Узнав все подробности, дальнобойщики раскланялись и напоследок подняли вверх большой палец. То есть если Smart получил одобрение даже от людей, большую часть жизни проездивших на гигантских грузовиках, то он точно сдал главный экзамен своей жизни.

P. S. Интересно, как владельцы больших зубастых собак относятся к популярным нынче вечно трясущимся карманным невнятностям?!

Антон Ковалев

Благодарим компанию ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» и лично Надежду Герберг за предоставленный автомобиль, а также Наталью Корченкову, Сергея Доманчука и Сергея Дегтярева за помощь в подготовке материала.

Поделиться

Добавить комментарий

авторизaция для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь или войдите через

Автоблог

ВходРегистрация