Любой, кто сегодня посетит Сеул, будет пребывать в легком недоумении. То, что несколько лет назад было городом третьего мира, на сегодняшний день — процветающий мегаполис, ничем не уступающий большинству современных столиц. Поэтому никого не должно удивлять, что два крупнейших южнокорейских автомобильных бренда — это уже не те компании, которые были двадцать лет назад. Канули в небытие такие дешевые и «веселые» (вежливый эвфемизм для «начинающего хлама») продукты, как Kia Aspire, высмеивающийся критиками как Perspire («потеющий») из-за недостатка мощности и комфорта. Когда-то корейские машины были лишь немногим лучше Yugo и Trabant, но в последнее время руководству удалось перевернуть фирму с ног на голову, и теперь деятельность Hyundai и Kia контролирует гигантский конгломерат. Испокон веков считалось, что эти марки были выбором исключительно экономного автомобилиста, однако постепенно коллективный имидж пошел на поправку, и в ряды адептов компании стали записываться более богатые и разборчивые покупатели. Несмотря на то что у нас в стране Hyundai и Kia сверхпопулярны, их продажи в глобальном плане все еще далеки от европейских, американских и японских брендов. Тем не менее, конкуренты уже не списывают их со счетов. Это было бы опасно...
Вся серьезность намерений младшей из двух родственных марок Kia проявилась в приглашении Петера Шрайера — человека, 26 лет проработавшего на концерн Volkswagen, где он, собственно, и сделал себе имя. Шрайер был ответственным за New Beetle 1998 года и сыграл немаловажную роль в проекте ТТ. Глубокоуважаемый дизайнер за несколько лет был повышен до одной из ключевых руководящих позиций в Kia и теперь ищет способ «отыграться» на своих бывших работодателях. Он оперативно пересмотрел стиль бренда и попытался уйти от мягких и легко запоминающихся форм. В прессе Шрайера часто сравнивают с фригийским царем Мидасом, который превращал в золото все, к чему бы ни прикасался. Если Петер решит прицепить на пиджак все свои награды, медали и ордена, то затмит даже генсека Леонида Ильича Брежнева. С его приходом Kia начала двигаться к созданию качественных, интересных и, самое главное, солидных автомобилей.
Очевидный факт: китайцы уже дышат корейцам в спину, что заставляет Hyundai и Kia карабкаться вверх к элите вместе со всем своим ассортиментом. Амбиции Kia далеко не скромны. Марка прощупывает новые для себя сегменты. Сначала мы стали свидетелями выпуска первого в истории бренда настоящего люксового седана Quoris (что из этого получилось, узнаем чуть позже), а затем компания возжелала приобщиться и к спортивной культуре. Представленный в 2012 году потрясающий Kia GT4 Stinger олицетворял то, каким корейцы видят спорткар, который может гипотетически появиться на европейском и американском рынках и даже снискать там свою славу. Данный концепт выглядел настолько реалистично, что все сомнения в его скором выходе с конвейера отпали сами собой. Однако как гром среди ясного неба прозвучало заявление, что нишевая модель с заведомо малым тиражом на данный момент не является приоритетом для компании. Цель номер один — закрепиться во всех возможных регионах, поднять престижность и узнаваемость марки и только после этого рассуждать о спорткаре… Всем разочарованным такой политикой Kia из жалости бросила подачку в виде двух заряженных хэтчбеков.
Ура! В полку GTI, GTR, S, R, RS, FR, RT и прочих злых обозначений прибыло! Трехдверный Kia Pro_cee'd GT несет кучу досадных пунктуационных символов и звание первого корейского перфоманс-ориентированного автомобиля. С такой формулировкой явно не согласится лидер Северной Кореи Ким Чен Ын, в секретных подвалах которого наверняка перфоманс на перфомансе сидит и перфомансом погоняет, но тем не менее… Нарисованный, разработанный и собираемый в Европе и (что немаловажно) ДЛЯ Европы, этот хэтчбек имеет лишь одну вещь, которая делает его южнокорейским, — шильдик. Все логично, ведь именно Старый Свет стал домом для самых быстрых компактов, и Cee'd GT вправе рассчитывать хотя бы на крупицу признания. Peugeot, Volkswagen и Ford традиционно доминировали в этом классе, а о быстром Kia самые прожженные автоэнтузиасты и знать не знали. К сожалению, корейской марке действительно неоткуда взять спортивные корни. Помимо своей команды в Pirelli World Challenge она не поддерживает ни одну из основных гоночных программ. Однако Kia движется по пути, похожему на старый путь Honda и Toyota: почти та же самая философия подарила нам легендарные S2000 и Supra.
Один из самых главных аспектов для эгоистичных машин — это внешность. И мы вынуждены констатировать, что Pro_cee'd GT выглядит очень остро! В передней части машины господствуют светодиодные дневные ходовые огни а-ля «кубики льда». Честное слово, за них можно продать душу — настолько они прекрасны! Аэродинамический бодикит визуально подкачивает бицепсы. 18-дюймовые диски, узкая решетка радиатора в стиле пчелиных сот, красные тормозные суппорты и двойная выхлопная труба цементируют дизайнерскую концепцию и вносят баланс между спортивностью и стилем. Ну и самое главное: потрясающий серый цвет. Все началось с Audi, нашедшего чудесный эликсир, который, собственно, подмешивался в корпоративный цвет Nardo Grey. И вот теперь Kia! Даже красный Pro_cee'd GT, с которым нам посчастливилось постоять рядом, не вызвал ровным счетом никаких эмоций, а между прочим, красный считается цветом скорости и добавляет как минимум 5 л. с. к мощности. В целом автомобиль оформлен со вкусом и должен приглянуться европейцам. Более того, он может стать путеводной звездой для всей остальной модельной линейки Kia.
В интерьере намеков на спорт не очень много. Разве что удобные «ковши» Recaro в комбинации кожа/замша, да вышитый на нижней кромке руля логотип GT. Кстати, на самом руле расположена кнопка все с той же диковинной надписью GT, которая благодаря тонкопленочной технологии позволяет переключать центральный колодец приборов с электронного аналогового спидометра на цифровую панель с показателями давления наддува и крутящего момента.
Версии GT оснащаются знакомым 1,6-литровым мотором GDI с прикрученным твин-скролл-турбо. Это привело к приросту мощности на 68 л. с. и крутящего момента на 100 Нм, то есть на 51% и 61% соответственно. Налоговики, возьмите на заметку: на выходе получаем не 199, не 200, а 204 л. с. Такая честность от Kia обойдется обывателю в лишних три с половиной тысячи в год. Похвально, ибо суета автопроизводителей с транспортным налогом не вызывает ничего, кроме презрения. Если вам не нравится подход Kia, присмотритесь к SsangYong, которого зациклило на цифре 149 л. с., будь то бензиновый двигатель, дизельный двигатель или двигатель на перхлорате аммония.
Представляется удобный повод вспомнить плач и стенания российских автожурналистов, тестировавших Hyundai Veloster. Не получив должную дозу драйва, они слезно умоляли привезти в Россию турбированную версию. Свершилось! Перед вами по сути тот же силовой агрегат, что и на заморском Hyundai Veloster Turbo. Cee'd GT имеет разве что другие передаточные отношения и иначе едет благодаря более агрессивной подвеске. В пресс-релизах пишут, что пиковый крутящий момент доступен в широком диапазоне оборотов, начиная с 1 750. Эти люди, случаем, не пишут еще и гороскопы? Максимальный крутящий момент не проявляется ранее 4 000 об./мин., и это отчетливо ощущается по толчку в спину, когда стрелка тахометра доходит до этой зоны. Другой вопрос, что наверное инженерам хотелось бы, чтобы машина раскрывалась пораньше, но пока они этого не добились. Возможно, с этим связано и то, что Cee'd GT разгоняется в среднем на секунду медленнее классовой нормы. Автомобилю явно не хватает градусов, чтобы называться горячим хэтчбеком. Он, скорее, теплый хэтчбек, если позволите. Да, моторы Kia нельзя назвать самыми лучшими, но не будем делать их хуже, чем они есть на самом деле.
Тот, кто хочет заслужить авторитет в гильдии компактных спортсменов, неизбежно вступит в конфронтацию с Golf GTI. Вчистую проигрывая по характеристикам, Cee'd GT может оперировать лишь дизайном, богатой комплектацией и 7-летней гарантией. Что касается расхода топлива, то тут опять неудача: он на уровне более мощного 2-литрового Ford Focus ST. А вот цена автомобиля довольно оптимистична. Трехдверная версия стоит от 949 000 рублей. Пятидверная — на 110 000 больше, и эта разница обусловлена совсем не лишней парой дверей, а комплектацией. Golf и Focus стоят, естественно, на порядок дороже. Если вы не считаете лишние сотни тысяч, то лучше вообще приобрести Megane RS, который позволит вам на любой трассе наворачивать круги и мимо «Гольфа», и мимо «Фокуса».
Экспериментируя с динамичной ездой на загородных участках, Pro_cee'd GT нашел оппонента в виде BMW 523 Е39, и баварец принял вызов. Мы вместе неслись на пределе, осаживая машины перед препятствиями в виде других участников движения, и снова развертывались на освободившихся участках. Какие все-таки боевитые машины выпускали 10-15 лет назад. Нужно отдать должное этому уже немолодому BMW. Он так и не подпустил Cee'd на дистанцию атаки. У корейца было незначительное преимущество по разгону, но его бы не хватило, чтобы совершить полноценный обгон по встречке. Достигнув 182 км/ч, мы решили дальше не испытывать судьбу и снять ногу с педали газа. Насколько можно было судить сзади, немецкий седан испытывал сильнейшие физические перегрузки. Его мотало и штормило, как актеров, снявшихся в клипе Fatboy Slim «Ya Mama». Cee'd GT, напротив, как и подобает приспортивленным хэтчбекам, показал в экстремальных условиях вполне цивилизованную езду. Все движения четко контролировались, шиканы проглатывались почти идеально, рулевое реагировало быстро. Само собой разумеется, что для таких миссий шасси было капитально реконструировано: амортизаторы, пружины, стабилизаторы стали крупнее и жестче. Но даже учитывая все технические вкрапления, Cee'd GT остался благоразумным повседневным транспортом, которому не чужд комфорт.
Чтобы оценить перспективы этих хэтчбеков, вернемся к премиальному седану Quoris. Kia сделала смелый шаг, нацелившись прямиком на грандов Mercedes S-класса и BMW 7-й серии. Она даже использовала в своей рекламе Морфеуса из «Матрицы», чтобы «освободить умы» из «тюрьмы традиционной роскоши». Только вот клиенты не захотели просыпаться и продолжили покупать немецкую продукцию. Все дело в том, что покупатели хотят придерживаться брендов, которые имеют определенный статус. В итоге Kia реализовала в 5 раз меньше Quoris, чем планировала. Многие издания вынесли неутешительный диагноз, что седан имел тонны опций за свои деньги, но в нем фактически отсутствовало чувство автомобиля. Неужели то же самое ждет Cee'd GT? Неужели их продажи будут целиком зависеть от таланта менеджера? Не думаю.
Трудно спорить с тем, что Cee'd GT — самая спортивная машина в модельной гамме. Он ведь спортивнее Soul, Sportage и Optima? Безусловно! С одной стороны, жаль, что компания не пошла до конца и не подготовила откормленного фыркающего разрушителя автобанов. Но с другой стороны, пример Quoris показывает, что еще не время. Машина не оставляет яркого послевкусия, но дразнит, и нам явно хочется большего… Давайте назовем это достойной отправной точкой!
Благодарим компанию ООО "КИА Моторс Рус" и лично Анну Ерушеву и Дмитрия Морозова за предоставленный автомобиль.
Антон Ковалев
подробно, добротно