Четыре миллиона. Именно столько автомобилей Skoda Octavia было выпущено за 17 лет производства. Юбилейный автомобиль сошел с конвейера завода в Млада-Болеславе, Чехия. "Будучи "сердцем" бренда, Octavia во многом способствовала достижению выдающегося темпа развития и внесла свой вклад в становление компании в новом для себя статусе – успешного в мировом масштабе производителя, присутствующего на рынках более чем 100 стран", - заявил по этому случаю председатель совета директоров Винфрид Фаланд.
Фаланд явно не лукавит. Именно с модели Octavia начались близкородственные отношения Skoda и Volkswagen, а последний знает толк в народных автомобилях. Octavia действительно сделала имя чешскому производителю, превратившись в мировой бестселлер и - что еще важнее - сумев удержать высокую планку при смене поколений. За прошедшие 17 лет модель утянула на себя 38% от общего объема продаж компании, а это очень серьезный показатель. У новой Octavia задача та же - стать массовым, популярным и любимым автомобилем.
Модель вышла на российский рынок с четырьмя моторами (TSI объемом 1,2, 1,4 и 1,8 литра и дизельным двухлитровым TDI), четырьмя типами трансмиссий (пяти- и шестиступенчатые МКПП и DSG с шестью или семью передачами) и ценником, варьирующимся от 590 000 до 985 000 рублей без учета дополнительных опций. Такой достаточно обширный выбор обусловлен стремлением как можно увереннее и вольготнее расположиться в достаточно оживленном сегменте С-класса. Впрочем, классовая принадлежность новой "Октавии" уже не так очевидна, как раньше. Если раньше Skoda воспринималась скорее как бюджетная альтернатива Volkswagen, то новая Octavia явно призвана такое представление изменить. Еще на презентации руководство Skoda отмечало, что с этого поколения лифтбек начинает свое постепенное передвижение в D-класс, где сейчас от команды Skoda играет Superb, и это видно.
Во-первых, Octavia стала больше. Если ее предшественник в лице рестайлинга второго поколения был 4569мм в длину и 1769мм в ширину, то новинка стала на 90 миллиметров длиннее и на 5 миллиметров шире (а если сравнивать с самым первым поколением, то эти показатели вообще увеличились на 152 и 83 миллиметра соответственно). И внутри эта прибавка очень даже ощущается, особенно на заднем ряду. Там феноменально много места - как бы вольготно ни усаживались водитель и передний пассажир, остающемуся за ними пространству позавидует иная модель классом выше. Задний диван, кстати, снабжен раздельным подогревом сидений. Можно подумать, что ради сохранения здоровых колен задних пассажиров чехи решили пожертвовать объемом багажника. Но не тут-то было! Объем багажного отсека составляет 568 литров - выдающийся для С-класса показатель. А набор сеточек, спрятанный в нише багажника, позволяет играться с разделением грузового пространства как душе угодно. Он не позволит пакетам из супермаркета летать
из угла в угол. Погрузочная высота небольшая, а у напольного ковра с внутренней стороны прорезиненное покрытие - его можно переворачивать при перевозке крупногабаритных и марких грузов, чтобы не портить обивку.
Во-вторых, дизайн претерпел серьезные изменения. Он не является идейным продолжением и развитием форм предшественника, а создан практически с чистого листа и с новой философией. Автомобиль получился изящный, но строгий, без вычурных элементов и изгибов. Обновленный значок, потерявший былую цветастость и выполненный в черно-хромированном варианте, очень хорошо гармонирует с новым дизайном и лишний раз намекает, что модель стала заметно серьезнее. Хотя семейные гены дают о себе знать: с определенных ракурсов в новой Octavia можно углядеть и Volkswagen Jetta, и Audi A4. То же генетическое родство сразу бросается в глаза, когда садишься за руль. И материалы отделки, и органы управления, - все уже знакомо по другим моделям семейства VAG. По "фольксвагеновскому" наследству передался и характер дизайна интерьера - все по-немецки качественно, стыки ровные, пластик мягкий, подсветка приборов не выжигает глаза, интерфейс радио-навигационной системы Columbus (опция стоимостью 58 000 рублей; есть вариант попроще - Amudsen за 12 000 рублей) интуитивно понятен и прост в обращении. Обратная сторона такой качественной медали - излишняя строгость. Пожалуй, многим интерьер может показаться чересчур скучным.
Перекочевали на "Октавию" и некоторые сомнительные решения разработчиков VAG: например, CD-чейнджер, который спрятали в бардачок, как, скажем, на том же VW Golf 7. Конечно, сам по себе этот носитель все быстрее изживает себя, уступая место AUX - разъемам и USB, но если водитель захочет в дороге поставить компакт-диск - придется либо просить пассажира, либо останавливаться и тянуться в бардачок. Да и лишнее полезное пространство устройство крадет. А вот за что хочется сказать Skoda отдельное спасибо, так это за такую милую, но безусловно практичную деталь, как небольшой скребок для наледи, который заботливо разместили под крышкой лючка бензобака. Пустячок, а приятно и полезно.
В-третьих, оснащенность Octavia стала заметно богаче, а набор опций - шире. В Octavia доступны и двухзонный климат-контроль, и автоматическое затемнение салонного и боковых зеркал, и датчики парковки спереди и сзади, и круиз-контроль, и функция голосового управления (впрочем, это, скорее, баловство),
и противотуманные фары с функцией Corner (подсвечивают повороты), и многое другое, что должно привлечь потенциальных покупателей. Да, цена за "топовую" Octavia с обширным набором дополнительных опций уверенно выскакивает за миллион рублей, и многим это не нравится. Но не стоит забывать, что номинально это C-класс, самый востребованный и популярный на рынке, в котором уже собралось множество игроков с похожей стоимостью, но более скромной оснащенностью.
При этом Octavia выделяется на фоне конкурентов не только богатством опций, но и ездовыми характеристиками. По крайней мере, это точно можно сказать об автомобиле, предоставленном на тест - с 1,8-литровым TSI мощностью 180 лошадиных сил и шестиступенчатой механической коробкой передач.
Это самая "драйверская" версия из гражданских, набирающая первую "сотню" всего за 7,3 секунды. Стоит заметить, что заряженная RS - версия предыдущего поколения разгонялась всего на одну десятую секунды быстрее. При этом боевой нрав лифтбека ничем не выражен внешне и раскрывается только при уверенном нажатии на педаль газа. И по динамике, и по ходовым характеристикам машина получилась прекрасно сбалансированной. Первая передача очень длинная, позволяющая раскрыть весь динамический потенциал автомобиля. Нельзя сказать, что всем своим поведением на дороге автомобиль призывает "зажечь". Скорее он располагает к умеренной и комфортной езде с четким осознанием того, что при необходимости машина может выстрелить. На холостом ходу при нажатии педали газа срабатывает ограничитель оборотов, не давая слишком раскручивать двигатель впустую - и правильно, нечего баловаться. Передачи включаются с приятным небольшим усилием. При этом очень радует расход топлива: после длительного заезда по загруженным улицам Москвы он едва перевалил за 9 литров, а на трассе в зависимости от плотности движения колебался между 6 и 7 литрами - весьма достойный результат с учетом потенциала автомобиля. Однако припасенная представителями пресс-парка бутылка масла в багажнике заставила насторожиться. Нет, за неделю активных покатушек мотор не дал ни одного повода для беспокойства, однако периодически всплывающие на тематических форумах обсуждения повышенного "масложора" имеют под собой рациональную основу.
Работа подвески по ощущениям очень напомнила Golf 7 - она упруго и энергоемко отрабатывает неровности, оставаясь достаточно собранной в затяжных скоростных поворотах и допуская минимальную раскачку при активной работе рулем. Интересно, что в Skoda решили избирательно подойти к выбору задней подвески в зависимости от комплектации. Задняя "многорычажка" устанавливается только на самую мощную 180-сильную версию, а автомобили со всеми остальными двигателями довольствуются полузависимой торсионной балкой. Вся прелесть работы подвески и модульной платформы MQB была несколько смазана неудачным выбором колес - 16 дюймов - маловато для такого автомобиля, как с эстетической, так и с функциональной точки зрения. Смотрятся они не на своем месте, а высокий профиль несколько смазывает реакции руля.
За неделю общения с автомобилем найти, к чему придраться, в общем-то не получилось. Да, можно, конечно, отметить, что установленная в тестовой машине аудиосистема Canton неидеальна, что рычаг открытия капота задевает за динамик в двери... Но чехам снова удалось создать практичный и сбалансированный во всех отношениях автомобиль, который - и это может показаться странным - стоит своих денег. Да, миллион с лишним (столько стоил автомобиль на тесте с учетом дополнительных опций) - это много. Но только до тех пор, пока не пообщаешься с автомобилем, не изучишь все его плюсы и минусы и не сравнишь с конкурентами. Тем более не стоит забывать, что рост цен на автомобили - тенденция, характерная для
автомобильного рынка в целом, и С-класс, как один из самых популярных и массовых, реагирует на это очень чутко. Сделав ставку на повышение статуса, Skoda не проиграет. Покупателю есть, из чего выбрать.
Благодарим российское представительство Skoda Auto и лично Малику Абдуллаеву за предоставленный автомобиль.
Андрей Шульдешов
Добавить комментарий