Проверка спорт-купе гоночной трассой
Еще до официального дебюта Subaru BRZ автомобиль вызвал различные, порой прямо противоположные, отзывы. С одной стороны, спортивная история "Плеяды" вполне себе достаточное основание для появления в линейке легендарных WRX и STI еще одного спортивного представителя с шильдиком Subaru; с другой же – атмосферному купе с заднеприводной трансмиссией, по мнению большинства поклонников марки, куда более подходит название Toyota GT86 или Scion FR-S, нежели Subaru.
Для чего? – Вопрос, который приходилось слышать чаще всего во время общения с "субаристами". В попытках определить целевую аудиторию авто мы сходились на про-спортивно настроенной молодежи, которую способна привлечь эстетика купе с начинкой из традиционно по-субаровски добротной ходовой частью и, скажем так, не слишком выразительным мотором. Этакий "учебный спорткар", если позволите так выразиться; промежуточное звено между "стихой" и гражданскими птенцами гнезда Subaru.
Правы ли мы в своих маркетинговых прогнозах? – На этот вопрос ответит время. Однако нынешний подход к Subaru BRZ именно с обозначенных позиций.
Обоснование
На самом деле, BRZ – равно, как и ее клоны: Toyota GT 86 и Scion FR-S, называется спорткупе. Однако давайте сразу сойдемся на том, что купе – лишь тип кузова, и эпитет "спорт", в данном случае, вряд ли характеристическая деталь экстерьера. Скорее он призван подчеркнуть ездовые качества автомобиля, облаченного в динамичный "костюм"; его управляемость, ходовые и моторные способности. А значит, Subaru BRZ – все-таки спорткар. И в этом смысле должен отвечать определенным требованиям.
Subaru BRZ – динамо-машина
Что же такое спорткар? Несмотря на частое – порою слишком частое – использование этого термина, единого и в той же мере четкого определения нет. Не слишком щепетильные автожурналисты готовы иной раз обозвать спорткаром буквально любое авто, чуть "погорячее" среднестатистического, например, Skoda Fabia RS… И тот же термин применить в отношении автомобиля совершенно иного толка, скажем, McLaren P1. Согласитесь, эти транспортные средства трудно даже представить на одной стартовой решетке, - не то что противопоставить в реальности. Тем не менее, поскольку номинатив в действии, нужно прийти к ясному оценочному знаменателю. Не мудрствуя лукаво мы обратились к популярной "Википедии". Конечно, этот народный источник знаний вызывает весьма противоречивые толки. Однако популярен, а это, в свою очередь, означает, что – объективен, так или иначе.
Subaru BRZ – динамо-машина
Словом, молва гласит: "Спортивный автомобиль или спорткар — условно-обобщённое наименование широкого класса двух-, редко четырёхместных автомобилей, имеющих более высокие скоростные качества и соответственно повышенную мощность мотора и низкую посадку кузова. В отличие от гоночных автомобилей, спортивные предназначены для езды по дорогам общего пользования (а значит, проходят государственную регистрацию). Спорткары ещё принято называть Рингтулом (пакет опций, позволяющий уверенно чувствовать себя на гоночной трассе). Типичный Рингтул включает спортивную и более жёсткую подвеску, аэродинамический обвес, спортивную тормозную систему и сварной каркас безопасности".
По идее, если забыть о сварном каркасе безопасности или отнестись к нему как некоей дополнительной опции, Subaru BRZ вполне соответствует всем пунктам определения. А значит, автомобиль достоин проверки гоночной трассой и получения определенных оценок с точки зрения работы двигателя, коробки передач, рулевого управления, подвески и тормозной системы. Сойдясь на этом мнении, мы отправились на гоночную трассу АДМ "Мячково".
Примерочная
Во мне 179 см росту и порядка 70 кг веса – поэтому я с легкостью впрыгиваю в недра болида высотою 1300 мм. Если ваши показатели пунктов эдак на 8 – 20 выше каждого из параметров, скорее всего, потребуется специальный тренинг а-ля "посадка-высадка". Нельзя сказать, что пилот ложится в автомобиль; однако то, что водительское сиденье отнюдь не вольтеровское кресло – факт медицинский.
Subaru BRZ – динамо-машина
Оказавшись за рулем, оглядевшись мельком, вы понимаете – это Subaru без примеси Toyota. Причем по части пластика – Subaru в своем бюджетном исполнении. Передняя панель, а уж тем паче торпедо не оставляют сомнений в статусе автомобиля: три "колодца" панели приборов сообщают информацию об оборотах двигателя, скорости автомобиля, количестве топлива и температуре охлаждающей жидкости. Причем, как и положено на спорткаре, доминирует окаймленный металлом тахометр. Кроме того, в обруч тахометра встроен прямоугольник электронного спидометра – дизайн, заимствованный у производителей спортбайков и явно призванный подчеркнуть динамику…
Subaru BRZ – динамо-машина
Которой, как выясняется на поверку, не так уж и много. Под капотом Subaru BRZ разместился 4-цилиндровый атмосферный двигатель объемом 2 литра и мощностью 200 л.с. Это – продукт под именем "субайота": оппозитный блок цилиндров Subaru FA20 накрыли ГБЦ Toyota D-4S. Впрочем, повадки остались “субаровские” – та же электровозная тяга во все диапазоне, уверенная, но по-атмосферному скучная, те же легкие оппозитные вибрации и даже бормочет он так же.
На трассе
Троганье с места – момент легкого недоумения. Понятно, что никто и не ждал от BRZ прыти MPS, выдавая которую на тест представители российской "Мазды" делали ставки – заглохнет журналист с первой попытки или, отсвистев резиной положенные энное количество метров, заглохнет потом, в ужасе отжав педаль тормоза обеими ногами и забыв выключить передачу. Тут же получалось как-то совсем скучно: первая – 7 тыс. об/мин – вторая – 7 тыс. – третья… Отмечаешь четкость и некую приятную жесткость работы 6-ступенчатой МКП. И все же временами возникает ощущение, что ты везешь на корме несколько сотен лишних кг. Инстинктивно кладешь руку на рычаг ручного тормоза: может, забыл все-таки сбросить вниз еще пару-тройку зубцов? Нет, все нормально; так и должно быть. Спустя пару десятков километров понимаешь, что коробка позволяет сохранять сносную динамику в диапазоне где-то с 5500 до 7000 оборотов двигателя. Однако любителям амбивалентности "понты + резвый светофорный старт" посоветуем внимательно оглядеться по сторонам: если по соседству притаится какой-нибудь "убогий спорткар" типа приснопамятной Skoda Fabia RS, то на следующем светофоре амбивалентно выглядеть будет уже владелец "Шкоды", а не вы.
Subaru BRZ – динамо-машина
Ходовая часть BRZ не вызывает вопросов (для Subaru и не удивительно). Более того, оставляет впечатление, что справиться с этим авто по силам и ребенку – ложное, конечно, чувство и, наверное, даже где-то опасное. Однако что есть, то есть. Забудьте о недостаточной поворачиваемости. Будь вы опытный пилот, рассчитывающий точки торможения, входа в поворот и выхода из него с ускорением и своевременным обратным рулением, или новичок, резко и без должной меры обращающийся с органами управления, - передок BRZ будет послушно следовать избранной траектории. Избыточная управляемость, свойственная заднеприводным автомобилям, легко нивелируется рулежкой - спровоцированный занос так же просто отловить, как рыбу в аквариуме продуктового магазина. Впрочем, если не отключать систему стабилизации, то рыбное меню вам и вовсе не светит.
Кстати, пару слов о системе стабилизации. Как и на родстере MINI Cooper S, для ее отключения нужно не просто нажать на кнопку, но, утопив ее, подержать некоторое время, - и тогда BRZ, как говорится, будет в полном вашем распоряжении.
Subaru BRZ – динамо-машина
Чуть больше информативности хотелось бы от тормозов и руля. Возможно, это опять завышенные требования к авто, претендующему на звание спорткара. Объективно же говоря, автомобиль исправно "гасился" даже после 3 весьма активных кругов по Мячково. Признаться, мы были удивлены дееспособности тормозов, когда, заехав в сервис-парк и выйдя из машины, разглядывали покрасневшие тормозные диски сквозь сизый дымок подпаленных колодок.
В целом же, подчеркнем, от ходовой части получаешь подлинное наслаждение и задумываешься о каком-нибудь моноклассе (например, подобии японской серии SUPER GT, где поедет почти стоковая Subaru BRZ GT300).
В потенции
На трек мы приехали двумя машинами. Кроме новой Subaru BRZ в заездах участвовала повидавшая виды Audi R8, купленная, кстати вам сказать, за те же деньги, которые ныне в российских шоу-румах просят за BRZ. Понятно, что мы не собирались сравнивать эти авто с точки зрения их технических возможностей — это было бы из серии отмеченного в начале нашего разговора сравнения Skoda Fabia RS и McLaren P1. И все же провокационная мыслишка упорно зрела в голове: если-таки речь идет о спорткарах и одинаковом ценнике, то способна ли новая Subaru BRZ хоть что-то противопоставить б/у Audi R8?
Оценивали по трем позициям: время на круге, комфорт от управления, количество адреналина.
В качестве оценщика был призван действующий пилот российского спортивного картинга, класса KZ2, и младших формульных серий. И вот его вердикт:
"После "Ауди", первый круг на "Субару" меня напугал. Очень мало информации на руле; оттормаживаясь перед связкой на дальней прямой, я думал, что вообще не попаду в поворот. Наконец, в самом вираже автомобиль ведет себя несколько нервно, вероятнее всего по причине шин. Словом, ни тормоза, ни шины не годятся для эвентов типа "тайм-атак". Пару раз не смог попасть в передачу, хотя в целом КП довольно четкая. Думается, что если под капотом разместится двигатель от STI, появятся правильные тормоза и шина, вероятно, BRZ получит какую-то спортивную изюминку. В данной же комплектации его статус и аудиторию определить довольно сложно...".
Subaru BRZ – динамо-машина
Тогда, помнится, я промолчал; теперь же готов возразить своему приятелю и коллеге по картингу: аудитория вполне очевидна, ибо уже днем, на обратном пути из "Мячково", мне довелось наблюдать и слышать в адрес BRZ такое количество одобрительно-смачных взглядов и жестов, коего до сих пор не доводилось видеть ни в одном из тестовых автомобилей. Кроме того, пару раз выбор одобрили даже мотоциклисты, а это уже и вовсе нонсенс, по крайней мере на моей практике. Что ж, вполне себе статус!
Никита Котровский
Добавить комментарий