Легкий анализ показывает, что далеко не все знают имя «Мишленовского Человека», данное ему при рождении. И здесь речь идет не только о людях, видевших колеса только на картинках, но и о людях, тесно связанных с автомобильным миром. Итак, как же обращаться к человеку Michelin, если вы вдруг окажетесь рядом с ним на диване?
А зовут его Бибендум. Жители Ватикана распознают в этом слове глагол «пить», потому что первая реклама с участием Бибендума от 1898 года изображала его гурманом-плутократом в пенсне и с большой сигарой. Он держал в руке огромный кубок с битым стеклом, гвоздями и прочими острыми предметами...
Над изображением виден текст NUNC est bibendum, что можно перевести «А теперь выпьем!»
Посыл здесь заключается в том, что шины, из которых состоит Бибендум (качественные шины Michelin) настолько прочны, что могут просто «выпить» все острые дорожные опасности. На контрасте по обе стороны от Бибендума вы видите несчастных резиновых людей, уменьшенных до состояния спущенной бесформенной массы.
Вдохновением для Бибендума послужил случай, когда в 1894 году Эдуард и Андре Мишлен увидели груду шин, которая напомнила им фигуру человека без рук. Позже Андре Мишлен встретился с карикатуристом О‘Галопом, ранее оформившим рекламу немецкой пивоварни в том же стиле, что и эта первая реклама Michelin. Только в нашем случае толстого немецкого любителя пива заменил ужасный голем из шин.
С годами внешний вид Бибендума довольно сильно изменился. Изначально он был в значительной степени продуктом своей эпохи. Детали – пенсне и сигара – когда-то были символами статуса и успеха, однако от них избавились довольно рано.
Шины в эпоху зарождения Бибендума еще были белыми и тонкими, так что у ранних талисманов Michelin была немного иная внешность. Под словом «иная» чаще всего подразумевается «ужасающая». Вот как выглядели ростовые куклы-Бибендумы в 1920 году:
С надетыми головами они еще страшнее:
Тем не менее, Бибендум всегда был дружелюбен к автомобилистам. Его часто изображали бескорыстным. На этом плакате он отдает пробившему колесо дяденьке одну из самых отборных шин – прямо из центра туловища.
С годами, как и многие другие талисманы и герои мультфильмов, Бибендум проходил через неустанный процесс омоложения или, если быть более точным, неотении.
Неотения – это биологический термин, под которым понимается проявление у взрослых особей черт, свойственных детским особям. Иными словами, Бибендум симпатичен (несмотря на преклонный возраст) и сегодня выглядит так:
Пухлый, милый, невраждебный, в модных ботинках. Шины по-прежнему белые (Michelin экспериментировал с черным Бибендумом, однако было невероятно трудно сделать его разборчивым в печатной рекламе и газетах), но они гораздо толще.
Голова похожа на черепашью, а в целом Бибендум похож на порочную химеру черепахи, кольчатого червя и гуманоида.
В прошлом году Бибендуму стукнуло 120 лет. Кажется, пора бы уже каждому знать его имя...
Добавить комментарий