Даже в свете тотальной непредсказуемости нынешней новостной ленты мы бы никогда не смогли представить себе заголовки о том, что безжалостный художник-реформатор Карлос Гон, спасший Nissan от гибели почти 20 лет назад и объединивший его с Renault и Mitsubishi, будет арестован по обвинениям в финансовых махинациях и снят со своей должности в конгломерате. Это шокирующий и позорный финал для одной из самых влиятельных фигур в современной автомобильной промышленности.
Он стоял у руля (внезапно) крупнейшего автомобильного альянса в мире, лидерство которого смогут поколебать лишь Volkswagen и Toyota. И маловероятно, что этот альянс, который в разное время спасал свои дочерние предприятия от кризиса и даже от исчезновения, достиг бы таких высот без Гона.
Естественно, присутствие Гона на ведущих ролях в концерне за 20 лет сделало его очень богатым человеком. Поэтому сообщения о том, что он занижал данные о своих доходах и использовал активы компании для своей личной выгоды, стали таким сюрпризом.
Конгломерат, который он так тщательно строил, безусловно выживет без него, но в процессе столкнется с серьезными потрясениями.
Карлос Гон, настоящий гражданин мира, родился в 1954 году в Бразилии в ливанской семье. Высшее образование он получил в Париже, а карьеру начал в шинной компании Michelin: сначала во Франции, а затем в Южной Америке. Впоследствии он стал генеральным директором североамериканского подразделения Michelin и в конце 90-х годов присоединился к «кровоточащему» Renault, чтобы остановить поток издержек.
Именно в Renault, который, как и все французские бренды, был расточительным и изо всех сил пытался остаться на плаву, за ним закрепилось прозвище «убийца расходов». Это не особенно позитивный титул, как он сам размышлял в интервью Financial Times:
Здесь есть место крови, есть место подлости. Все талантливые управленцы – это так или иначе убийцы расходов, но тут есть свои тонкости. Если план восстановления компании касается только лишь сокращения затрат, то его хватит на каких-то два года. Восстановление – это когда даже спустя 15 лет компания все еще находится на правильном пути.
На мировой арене он стал известен благодаря малообещающему союзу Renault, частично принадлежавшего французскому правительству, и Nissan – японского гиганта, который большую часть 90-х годов боролся с катастрофическим спадом, неожиданно пришедшим вслед за, казалось бы, неограниченным ростом.
К 1999 году Nissan был практически банкротом и надеялся на брак с Daimler, который в итоге объединился с Chrysler. Это была эпоха консолидации во всей отрасли, и лишь несколько примеров оказались жизнеспособными. Renault выкупил 33% Nissan, а Гон тем временем преодолевал культурные разногласия, закрывал заводы, сокращал десятки тысяч рабочих мест и расходы по всем направлениям. При этом обе компании старались держаться отдельно друг от друга.
Возрождение Nissan сделало Гона героем в Японии, где даже появилась манга о его жизни и карьере. К 2005 году он возглавлял и Nissan, и Renault и таким образом стал первым человеком, одновременно руководившим двумя глобальными компаниями из списка Fortune 500. Его даже собирались пригласить в Ford и General Motors, у которых в это время также было не все гладко.
В то же время казалось, что приоритетное направление сокращения расходов оказывало пагубное влияние на Nissan в частности. В наши дни бренд больше ассоциируется со «Звездными войнами», чем с дизайном или инжинирингом. Концерн не производит автомобиль, который был бы лидером какого-нибудь сегмента за исключением, может быть, GT-R. Но даже он живет на рынке без особых изменений уже более десятилетия. Гон, возможно, и спас Nissan, но в основном за счет отказа от интересных моделей.
Тем не менее, с точки зрения бизнеса, невозможно не заметить успех, достигнутый обеими компаниями. Альянс Гона вырос еще больше два года назад, когда он приютил у себя Mitsubishi, находившийся в эпицентре скандала с экономией топлива. Nissan спас Mitsubishi от катастрофы и интегрировал марку в свою схему. Кстати, при Гоне конгломерат стал одним из лидеров в электрификации и гибридизации – направления, которые могут с лихвой окупиться в ближайшие десятилетия.
Как и следовало ожидать, его деловая жизнь была безумной:
Нужно быть чрезвычайно дисциплинированным и организованным. У меня есть четыре места, где я работаю. Одно – в Амстердаме, где я управляю синергией альянса. Дальше – в Париже для Renault и два офиса в Японии для Nissan и Mitsubishi. Более того, чтобы не потерять связь с реальностью, необходимо регулярно посещать США, Китай, Индию, Бразилию, Россию и страны Европы.
В последнее время 64-летний Гон очевидно стал медленно отходить от дел. В 2017 году он уступил пост генерального директора Nissan Хирото Саикаве, сохранив при этом свои позиции в Mitsubishi и Renault.
Он был одним из последних суперруководителей в автоиндустрии, который обладал множеством важных ролей в конгломерате компаний. К таковым можно, пожалуй, причислить еще Фердинанда Пиха и Серджио Маркионне.
Тем запутаннее кажется сложившаяся ситуация. Разумеется, осталось еще много вопросов, на которые ответит расследование, но главный вопрос: что же станет с альянсом без его главного архитектора? Сага о легендарном убийце расходов подошла к концу. Возможно, то, что произошло здесь и сейчас, ляжет в основу следующей достойной манги.
Добавить комментарий