Если нынешняя модельная палитра Renault кажется вам унылой, знайте, что на самом деле в историческом контексте Renault имеет больше значения, чем вы думаете.
Renault появился из-за спора. У Элона Маска есть амбиции покорить космос, а его французский эквивалент из девятнадцатого столетия – 21-летний технический вундеркинд Луи Рено – хотел доказать, что сможет покорить самую крутую улицу в Париже. «Повозка», которую он для этого разработал, имела такие нововведения, как 3-ступенчатая трансмиссия и прямой привод вместо обычного цепного. И в канун Рождества 1898 года он на спор заехал по улице Лепик на холм Монмартр. Зрители были настолько впечатлены, что прямо на месте было сделано несколько заказов на автомобиль. Так и родился автопроизводитель Renault.
Такси Renault остановили немецкое продвижение в Первой мировой войне. Когда его брат Марсель погиб в гонке в 1903 году, Луи полностью взял на себя управление бизнесом. Тогда на него работало 600 человек, а ежегодное производство составляло почти 1000 автомобилей. В 1905 году Рено выиграл контракт на поставку 1500 такси для обслуживания Парижа. Еще 1100 с похожей миссией отправились в Лондон. Но именно Renault Type AG, доставившие войска на фронт и остановившие тем самым немецкую экспансию, прочно вошли в национальный французский фольклор под именем «Марнское такси». Renault также строил танки, но важную роль в истории сыграли именно их суровые надежные такси.
У Renault бывали приступы прекрасного безумия. История Renault неразрывно связана с историей Франции. Как и многие мировые державы, Франция хотела показать свое технологическое превосходство. Идея транссахарского шоссе, соединявшего французские колонии в Алжире с колониями на западе Африки, подстегнула соревнование между Renault и Citroen. Citroen сделал ставку на полугусеничный Kegresse, в то время как Renault создал дикий Type MH 6 Roues – практически аналог современного Mercedes G-Class 6x6. Караван Renault обогнал Citroen. Это была уверенная и престижная победа.
Renault нашел инновационный выход из Великой Депрессии. Луи Рено посетил Америку в 1911 году, чтобы собственными глазами увидеть результаты массового производства Ford. Тогда он думал, что в Европе пока нет места для массовых автомобилей. Таким образом Renault продолжил придерживаться люксовых моделей вплоть до начала Великой Депрессии, когда падающий в бездну рынок поставил перед маркой выбор: либо стать креативной, либо умереть. Модель Juvaquatre 1937 года была легкой благодаря несущему кузову. Это был доступный продукт, способный навязать борьбу местным конкурентам Citroen Traction Avant и Peugeot 202.
Коллаборационизм привел к позору, а сопротивление – к появлению французского «Жука». Volkswagen был не единственной компанией, вышедшей из пепла Второй мировой войны с заднемоторным народным автомобилем. То же касается и щекотливых вопросов в военном спонсорстве. Ранее Луи Рено считался спасителем нации, но позже был осужден как коллаборационист, позволивший Daimler-Benz управлять своими предприятиями от имени нацистской военной верхушки. После публичного позора последовали бомбы союзников, уничтожившие заводы. Сам Луи Рено был убит в тюрьме, а его компания национализирована. А тем временем инженеры Renault уже видели в голове послевоенный автомобильный пейзаж. В 1946 году был представлен 4CV, над которым они тайно работали. Volkswagen Beetle конечно имел бОльший успех и в Старом, и в Новом Свете, однако 4CV помог Европе снова стать мобильной.
Renault изобрел хэтчбек. С присущим французам высокомерием послевоенный Renault считал себя чем-то бОльшим, чем просто производителем. Это действительно было так, ведь марка стала отростком государства и через свои машины могла влиять на социальные изменения. Стоит вам поговорить с историком из классического подразделения Le Garage, и он убедит вас, что Renault изобрел и кроссовер, и хэтчбек, когда заднемоторные седаны эпохи Dauphine уступили место пятидверным моделям, предназначенным для адаптации к меняющимся жизням людей. Идеалом стал Renault 4, славившийся своей приверженностью моде и неприхотливостью.
Renault построил минивэн с мотором от болида Формулы-1. Renault был окрылен идеей создавать «машины для жизни». Минивэн Espace довел максимизацию внутреннего пространства и возможности настроек сидений до крайности. А затем он был в кощунственной манере использован, чтобы отпраздновать третий подряд кубок конструкторов с Williams в 1994 году. Имея в своем распоряжении силовой агрегат от Williams FW14 1992 года, Espace F1 является средоточием всего, чем Renault являлся все эти годы – от создателя оригинальных автомобилей в гармонии с потребностями общества до технологического провокатора с тягой к убийственным рекламным трюкам.
Добавить комментарий