Всякий раз, когда в сети появляется более-менее обличающая статья о Tesla и Элоне Маске, ревнители компании мгновенно записывают автора в приспешники нефтяной промышленности. Они даже не пытаются понять, о чем говорит этот человек. А ведь возможно, что он говорит правду.
Недавняя статья в The Economist в числе прочего затрагивает один интересный момент. В ней говорится, что в не слишком отдаленном будущем компанию Tesla ждет крах...
Не нужно иметь степень магистра по экономике, чтобы понять, что бесконечно тратить, не получая при этом прибыли, нельзя. Пять компаний, о которых говорит The Economist (Uber, Netflix, Tesla, Nexterra Energy и Chesapeake Energy) потратили за последние 10 лет 100 миллиардов долларов.
Тот факт, что Tesla несет убытки каждый квартал, уже стал нормой. Это не ускользнуло даже от генерального директора Volkswagen Маттиаса Мюллера, который заявил, что сравнивать его компанию и Tesla – это путать Божий дар с яичницей. Tesla вкачивает в свои проекты гигантские средства, но как насчет банальной бизнес-модели?
The Economist подчеркивает, что для успеха необходимы три дополняющих друг друга элемента: дальновидность, быстрый рост и финансирование. Вот чего Элону Маску не занимать – так это дальновидности. Он не только хочет использовать в качестве транспорта ракеты, но и разработал марсианскую колонию, которая встретит наших внуков через несколько десятилетий.
Рост основан на обещании неминуемой прибыли, как только достигнута определенная точка. Будучи новым автопроизводителем, Tesla должна была начинать с нуля, поэтому она постоянно инвестирует в фабрики и зарядную инфраструктуру.
В конце концов, Tesla нашла новые способы привлекать наличные в случае необходимости. Стоимость акций на данный момент высока. Кроме того, компания получила 400 000 заказов (с первоначальным взносом) на Model 3, что дало компании мгновенную инъекцию в 400 миллионов долларов.
Тем не менее, автор уверен, что бизнес-модель обречена. Он указывает на то, что лишь некоторые из 1000 крупнейших американских фирм протоколируют потери более 1 млрд долларов в год. Шансы этих предприятий на выживание минимальны, но они существуют. Для Tesla ключевым моментом станет успех новой Model 3, а вот по поводу этого есть большие сомнения...
Пока что Tesla попала на первые страницы газет лишь потому, что не смогла вовремя обеспечить обещанный объем автомобилей. Дебют компактной Tesla Model 3 – именно той массовой машины, которая смогла бы принести компании немалые деньги – оказался смазанным. Автопроизводитель смог поставить всего 220 машин из 1500 запланированных, и это ужасный результат.
СМИ опубликовали данные о том, что компания использовала ручной труд для преодоления проблем с производственной линией. В Tesla информацию не подтвердили. В конце концов выяснилось, что загвоздка пришлась на отдел сборки модулей батарей.
Сейчас Элон Маск заявляет, что худшее уже позади и первоначальный прогноз в 5000 единиц в неделю переносится на три месяца. Однако даже если «Тесле» удастся придерживаться нового плана, это не конец злоключений для Model 3.
Не так давно Consumer Reports дали машине достаточно «среднюю» оценку надежности, а аналитик из Bernstein после личного опыта подчеркнул плохое качество исполнения. Таким образом реализацией планов по поставкам Tesla уже не отделается – ей придется поднимать привлекательность модели.
Тем не менее, на какое-то время все это было забыто, ибо неделю назад Tesla упоминалась совсем по другому поводу. Общественности были представлены электрический грузовик Semi и второе поколение Roadster с характеристиками, унижающими любой гиперкар. Мероприятие прошло гладко и с желанным эффектом.
Однако кое-кто не купился на эту «утку». Сквозь пафос громких премьер они разглядели, что Маск всего-навсего пытается сместить фокус с реальных проблем компании на фиктивные продукты, которые Tesla может быть построит, а может быть и не построит.
И они оказались частично правы. Маск воспользовался ситуацией, но вряд ли он это планировал, когда ранее в этом году впервые объявил о премьере Semi. Если конечно он не пришелец (как говорят многие его адепты), то он едва ли мог знать настолько заранее, что производство Model 3 забуксует, и готовить Semi в качестве приманки.
В любом случае Маск не сделал ничего плохого, ведь на его месте так поступила бы любая компания. Винить его за такую стратегию – это все равно что показывать пальцами на Volkswagen, обещающий перспективные электромобили, пытаясь хоть как-то замять «Дизельгейт».
И Semi, и Roadster были демонстрацией силы как для широкой публики, так и для возможных инвесторов. Tesla напоминает паровоз, «захлебывающийся» от езды в гору. Если Model 3 провалится, то провалится и вся компания, а грузовик и родстер просто выиграют для Маска небольшую передышку. Так или иначе, Tesla уже начала электрическую революцию. Просто взгляните, насколько засуетились вокруг этой темы все основные автопроизводители. Назад дороги нет. Даже если Tesla покинет автоиндустрию, ее наследие будет жить.
Добавить комментарий