Вам кажется, что отечественный автопроизводитель безнадежно отстал от зарубежных конкурентов? Ничего подобного: на трассах Российской серии кольцевых гонок машины из Тольятти на равных сражаются с автомобилями всемирно известных марок – от немецких до японских.
Главная цель, к которой стремится каждый автопроизводитель – конечно же, продать как можно больше машин. Но к этой цели ведет множество дорог: в фундаменте рыночного успеха той или иной марки, той или иной модели лежит комбинация разнообразных факторов – от удобства пользования мультимедийной системой до количества полученных машиной разнообразных призов и премий. Один из способов стать хотя бы на пару шажков ближе к цели – участие в гонках. Причем он может стать для автопроизводителя выгодным вдвойне: с одной стороны, автоспорт – неплохой рекламный актив, с другой – гоночные автомобили также можно продавать (пусть и в количестве, мизерном по сравнению с серийными машинами).
Большим кораблям – большое плавание, и крупнейшие автомобильные концерны тратят десятки и сотни миллионов долларов на выступления в самых престижных соревнованиях, которые имеют статус чемпионата мира и этапы которых проводятся в разных странах и континентах. Менее крупные производители используют для продвижения своей продукции национальные чемпионаты, и Россия в этом плане – не исключение. К примеру, в этом году марка LADA запустила масштабную программу в Российской серии кольцевых гонок – самом масштабном и престижном гоночном турнире на территории нашей страны.
Про масштаб сказано не ради красного словца: в последнее время турнир регулярно бьет рекорды по количеству участников – и явно недалек тот день, когда на старт одного из этапов СМП РСКГ выйдет целая сотня пилотов. Само собой, это не значит, что на трассу одновременно выедет сто машин – гоночные автомобили поделены на несколько классов, отличаясь и по скорости, и по цене. К примеру, под капотами автомобилей самой мощной категории «Туринг» - моторы мощностью 350 л.с., а двигатели машин юниорской категории, где выступают пилоты в возрасте от 14 до 17 лет, развивают чуть больше 100 сил. Если выступающие в «Туринге» боевые седаны Lada Vesta с серийными машинами не перепутать, то в автомобилях самых доступных категорий гоночного не так и много, и большинство доработок делают машину не быстрее, а безопаснее – каркас безопасности, представляющий собой «клетку» из металлических труб, система пожаротушения, гоночное кресло с многоточечными ремнями безопасности…
Столь же разнообразен и состав участников русских гонок. В этом году на старт выходят представители трех десятков российских регионов и даже один «легионер», постоянно проживающий в Женеве. Самый опытный пилот СМП РСКГ - орловчанин Владимир Черевань, недавно отпраздновавший пятидесятилетие с момента начала своей гоночной карьеры, на трассе сражается с тинейджерами, которые годятся ему не то что в дети – во внуки. Среди лидеров самых быстрых категорий преобладают профессионалы, во всех смыслах слова живущие гонками, а в более массовых классах для большинства спортсменов гонки – это способ расслабиться после трудовых будней. Пару лет назад на российские трассы наряду с представителями более привычных профессий регулярно выходил священнослужитель из Оренбурга.
В пелетоне Российской серии кольцевых гонок представлены полтора десятка автомобильных брендов – но LADA стоит среди них особняком, так как машины с ладьей на решетке радиатора присутствуют в четырех из пяти классов СМП РСКГ. Таким образом, тольяттинская марка, можно сказать, воюет на всех фронтах. Если серийную LADA Vesta очень сложно сравнивать с автомобилем Audi RS3 (немка дороже раза в четыре), то гоночные версии этих машин сражаются между собой на равных. И если в общем зачете в настоящий момент лидирует пилот, в начале сезона сделавший ставку на Audi, то последний из состоявшихся этапов ярче всего провели именно гонщики заводской команды «АвтоВАЗа».
Во втором по скорости и престижности классе «Супер-продакшн» у тольяттинцев совсем другой соперник – пилоты команды «Открытие», выступающие на японских купе Subaru BRZ. Благодаря заднему приводу нагрузки на шины при езде на этих машинах распределяются более равномерно, чем при езде на переднеприводных Lada Vesta. Зато отечественные седаны лучше держатся за мокрый асфальт – а нынешним ненастным летом это чрезвычайно полезная особенность! Во многом именно переменчивая погода на недавнем этапе в Казани помогла тольяттинской команде и ее лидеру Михаилу Митяеву провести гоночный уик-энд максимально результативно и вырвать у конкурентов лидерство в общем зачете.
Автомобили класса «Национальный» называют «гоночными бюджетниками»: во-первых, это наиболее доступные для взрослых гонщиков машины, во-вторых, за основу при их создании берутся те же бюджетные малолитражки, что возглавляют рейтинги продаж. Причем развитие событий на гоночных трассах отражает рыночные тенденции: по итогам первых 6 месяцев самым популярным автомобилем в России является Kia Rio - и турнирную таблицу класса «Национальный» возглавляет пилот, выступающий на автомобиле корейской марки. Причем лидирует более чем уверенно: соперникам, пилотирующим хэчтбеки LADA Kalina и седаны Volkswagen Polo, остается уповать лишь на чудо. Впрочем, в самой массовой категории такие чудеса вполне могут случиться: среди прочего «Национальный» известен тем, что пилоты здесь не стесняются вести контактную борьбу – и даже самый быстрый спортсмен не застрахован от попадания под горячую руку менее опытного или менее уравновешенного соперника.
Есть в Российской серии кольцевых гонок и подчеркнуто «импортный» класс. Среди пилотов категории «Туринг-лайт» нет ни одного, кто захотел бы выступать на автомобиле марки LADA, - зато чрезвычайно популярны машины, которые в России не продаются. Хэтчбеки Volkswagen Polo, Renault Twingo, Peugeot 208, Opel Adam – этих машин не найти в российских автосалонах, зато в «Туринг-лайте» они составляют абсолютное большинство. Неудивительно, что борьба за лидерство в этой категории можно назвать «франко-прусской войной»: поначалу победы делили между собой гонщики на французских машинах, а на недавнем этапе в Казани инициативу перехватили пилоты команды SMP Racing, выступающие на немецких хэтчбеках.
Еще одна особенность русских гонок – регулярно меняющийся расклад сил. Пилот, который сегодня уверенно выигрывает заезд, завтра может оказаться среди середняков, а то и аутсайдеров. А через пару недель вновь вернуться в число лидеров. Причем предугадать изменения раскладе сил в последнее время все сложнее даже опытным наблюдателям. Не говоря уже о начинающих болельщиках, которых на российских автодромах становится все больше. Кого-то привлекает увлекательная спортивная борьба, кого-то – возможность нескучно провести выходной день на свежем воздухе, а кого-то – шанс выиграть самый настоящий автомобиль. В этом году на каждом этапе среди зрителей разыгрывается хэтчбек LADA Kalina. Ближайшая возможность испытать удачу болельщикам представится 5 и 6 августа на трассе «Смоленское кольцо» под Дорогобужем, где пройдет пятый этап Российской серии кольцевых гонок.
Никита Ситников
Добавить комментарий