Рейтинг@Mail.ru
Читайте нас в Дзене: zen.yandex.ru/autoutro zen.yandex.ru/id/5ac2783fdcaf8ec068a940dd
Главная / Обзор / Почему за рулем мы становимся такими мудаками?

Почему за рулем мы становимся такими мудаками?

Почему за рулем мы становимся такими мудаками?

Мы постоянно делаем социально недопустимые вещи, когда находимся внутри наших мобильных капсул

Почему вождение автомобиля превращает многих из нас в мудаков? Мы постоянно делаем социально недопустимые вещи, когда находимся внутри наших мобильных капсул. Мы подрезаем, крадем парковочные места, не пользуемся поворотниками и едем на красный. Мы участвуем в агрессивных и рискованных маневрах, которые ставят под угрозу не только наши жизни, но и жизни окружающих.

Это происходит частично из-за того, что автомобили в социальной прослойке находятся где-то между публичным и частным пространством. «Когда мы за рулем, мы часто чувствуем себя анонимно», - комментирует психолог Эрика Слоттер. – «Такое чувство анонимности иногда приводит к тому, что мы ведем себя нетипично, потому что с меньшей долей вероятности будем привлечены к ответственности».

Здесь речь идет о психологическом эффекте под названием «деиндивидуация». Впервые он был исследован в начале 50-х годов психологом Леоном Фестингером. В своих экспериментах Фестингер продемонстрировал, что люди склонны растворяться как индивиды, когда они становятся частью группы. Но они также склонны деиндивидуализировать других, когда эти другие присоединяются к другой группе. Это снижает наши внутренние ограничения и запреты и делает нас менее чуткими по отношению к другим.

Вместо того чтобы видеть индивидов, мы просто видим тип автомобиля или бесконечный поток автомобилей. В сочетании с анонимностью это дает нам ощущение, что мы не будем нести ответственность за наши действия. Это освобождает нас от угрызений совести и дает свободу совершать действия, нарушающие социальные и личные нормы.

«Когда мы чувствуем себя анонимно, мы теряем фокус нашего морального компаса и с большей вероятностью ведем себя плохо», - продолжает Слоттер. – «В данных обстоятельствах мы ощущаем крайне низкую угрозу возмездия».

Вождение усиливает нашу чувствительность в вопросах «свой/чужой». Будучи социальными существами, мы любим распределять вещи (в том числе людей) по группам. Группы, к которым мы принадлежим (будь то люди, сидящие в нашей машине; автомобили, принадлежащие к определенному типу; или же автомобили, движущиеся в вашей полосе), трактуются как «свои», и им отдается предпочтение. И наоборот, группы, к которым мы не принадлежим или не хотим принадлежать, считаются «чужими» и вызывают недоверие. Частично за эти призывы отвечают химикаты в нашем мозгу. Окситоцин замечателен тем, что повышает симпатию к своим, но вызывает противоположное чувство по отношению к чужим.

Известное исследование психолога Музафера Шерифа описало это явление еще в 1950-х годах. Шериф набрал дюжину 12-летних мальчиков и разделил их на две равные группы. После непродолжительной совместной жизни в лагере им было неожиданно предложено готовиться к спортивному соревнованию против другой группы. За короткий срок мальчики стали настолько враждебными и агрессивными друг к другу, что исследователи были вынуждены держать их порознь.

Конкуренция между группами может спровоцировать предрассудки и дискриминацию. В контексте езды на автомобиле такая конкуренция легко затмевает привитые нам нормы безопасного и вежливого вождения. К сожалению, мы очень часто ставим себя в позицию конкуренции, а не сотрудничества...      

Вождение автомобиля – это наше самое опасное регулярное занятие. В России на дорогах ежегодно гибнут около 23 тыс. человек, поэтому для нас естественно чувствовать угрозу, когда безответственный водитель подвергает нашу жизнь опасности. Проблема возникает тогда, когда гнев перерастает в агрессию – преднамеренное поведение, ставящее целью нанести вред другому человеку.

Статистика, собранная Национальным управлением безопасности дорожного движения США, показывает, что 66% фатальных ДТП вызваны агрессивным вождением и что ярость обычно проявляется мужчинами в возрасте до 19 лет. За последние 10 лет число таких происшествий выросло в 10 раз.

Самоконтроль – это ограниченный ресурс, и вождение безусловно испытывает на прочность нашу способность проявлять сдержанность. Когда наша сила воли иссякает, мы ощущаем «усталость от принятия решений» – деградированное душевное состояние, которое может привести к уменьшению самоконтроля и как следствие к агрессивному поведению. Это объясняет, почему мы более любезны к соседям по потоку по утрам и более безжалостны по дороге домой.  

Социальный психолог из Йельского университета Джон Барг разделил когнитивные процессы на два обширных типа: условные мышление 1 и мышление 2. Мы используем мышление 1 для обыденных вещей, но когда подключается мышление 2, мы становимся более рациональными и используем логические части нашего мозга. К сожалению, мышление 2 более требовательно. Оно функционирует медленно и методично. Поэтому когда мы разочарованы или раздражены, нам легче обратиться к нашим более примитивным побуждениям. Применение рационального подхода к сложным ситуациям (когнитивная черта, которая развилась у людей сравнительно недавно) требует больше энергии, времени и концентрации.   

Задействование мышления 2 стоит определенных усилий, и ситуации, в которых мы в наименьшей степени способны это сделать, - это те, в которых мы очень отвлекаемся или находимся под эмоциональным стрессом. Вождение подходит под эти критерии как нельзя кстати. Мы пытаемся обращать внимание сразу на множество вещей: следить за дорогой, смотреть по зеркалам, мониторить скорость и так далее. А если мы еще и в стрессе (например, опаздываем), то о рациональности поступков говорить не приходится.

Психолог университета Гриффита Меган Оатэн утверждает, что важно практиковать самодисциплину в малых дозах. Например, самоконтроль улучшается, когда мы как можно чаще используем недоминантную руку. Если же вы регулярно испытываете вспышки ярости и не можете себя контролировать за рулем, то окажите себе и окружающим услугу: обратитесь к специалисту.

Поделиться

Добавить комментарий

авторизaция для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь или войдите через

Автоблог

ВходРегистрация