Нефть. Она умудрилась проникнуть почти в каждый аспект человеческой жизни. От своей главной цели приводить в движение почти весь автопарк Земли до важной роли в экономике, жизненных стандартах и даже политике. Нефть играет ключевую роль практически везде!
Помимо личного транспорта, все, что нас окружает, – будь то хлеб на нашем столе или даже компьютеры и микрочипы – в той или иной степени зависит от наличия нефти.
Быть в такой степени зависимым от исчерпаемого природного ресурса – это не очень хорошо. Тем более, что по мнению ряда теорий (например, теории Хабберта), у человечества почти закончилась нефть, поддерживающая его существование. Однако оставим панические возгласы типа «О господи, конец близок!» и немного подумаем. По крайней мере с точки зрения транспорта надежда есть. Нынешние автомобильные технологии уже позволяют перейти от ДВС к более чистым для природы гибридам или вовсе электрокарам.
Тем не менее, до сих пор есть много проблем с этими альтернативами. Больше веса, больше затрат на обслуживание. Запас хода, в конце концов. Таким образом, пока мы еще не пересели на сверхэффективные розеточные гибриды и машины на топливных элементах, давайте посмотрим, какие еще другие опции у нас есть.
Топливо на основе этанола. Получаемый при брожении и перегонке крахмалистых культур (например, кукурузы) или из биомассы (деревья и трава) этанол – это спиртовое топливо, которое есть в нашем распоряжении. Смешанный с бензином этанол может использоваться почти в любом нормальном двигателе, где главенствует внутреннее сгорание. В настоящее время он доступен в двух распространенных версиях: E10 (смесь 10% этанола и 90% бензина), который одобрен для использования в любом бензиновом автомобиле и E85 (смесь 85% этанола и 15% бензина), который одобрен только для автомобилей с гибким выбором топлива (Flexible-fuel vehicle). Реальное решение из двух – E85, так что давайте посмотрим на его преимущества и недостатки.
Преимущества. Одним из главных преимуществ является то, что он может локально производиться почти в любой точке мира, и приобретение автомобиля с гибким топливом обойдется не намного дороже обычного. И E10, и E85 меньше загрязняют атмосферу.
Недостатки. Самый большой недостаток – низкая энергетическая отдача, что приводит к более высокому расходу топлива. Хотя в некоторых «гибких» автомобилях происходит как раз обратное...
Кроме того, в мире недостаточно развита заправочная инфраструктура. Большинство станций находится в США и Швеции. Ну и напоследок: этанол дороже в производстве, чем бензин.
Биодизель. Технически это по-прежнему дизельное топливо, только вот производится оно из целого ряда странных ресурсов: растительного масла, животного жира и даже переработанных отходов фаст-фудов. Он может использоваться в чистом виде или в сочетании с обычным дизелем. Смеси классифицированы в трех категориях: от B2 (2% биодизеля и 98% дизеля) до B5 и даже B20 (20% биодизеля и 80% дизеля).
Прежде чем все фанаты дизелей начнут прыгать от радости, следует уточнить, что большинство автопроизводителей не рекомендуют использовать смеси с содержанием биодизеля более 5%, то есть если по вине топлива возникнут повреждения двигателя, гарантия будет аннулирована.
Преимущества. Главное преимущество – возможность использования в любом дизельном двигателе и получение из возобновляемых ресурсов. Кроме того, автомобили на биодизеле выделяют меньше загрязняющих веществ и парниковых газов, не говоря уже о том, что он биоразлагаем и не токсичен.
Недостатки. Опять же, из-за более низкой эффективности расход будет немного выше. Он дороже, чем обычный дизель. Кроме того, при использовании самой чистой формы (B100) есть опасения по поводу долгосрочной надежности двигателя.
Сжатый природный газ (CNG). Сжатый природный газ используется вместо бензина, и большое количество автопроизводителей и дилеров предлагают услуги по переходу на этот вид топлива. Высокие цены на бензин и экологические проблемы сделали газ популярным в Европе и некоторых странах Азии.
Его можно извлечь из нефтяных месторождений, а также получить путем сбора газов со свалок или заводов по очистке сточных вод.
Преимущества. По сравнению с бензином гораздо меньше загрязнение воздуха (на целых 25%). К тому же, поскольку это газообразное топливо, оно может смешиваться с воздухом более равномерно, а дополнительные уплотнения топливных систем сделали потери от испарения пережитком прошлого.
В большинстве стран газ гораздо дешевле бензина, что является одной из причин его распространения на небогатых рынках. Авария с участием такой машины не приведет к взрыву. Некоторые исследования показывают, что газовые автомобили в этом отношении более безопасны, чем бензиновые.
Недостатки. Здесь все традиционно: низкая производительность, выше расход, однако основной недостаток – это пространство, необходимое для размещения газового баллона. Некоторые газовые автомобили прямо с завода поставляются со специальными баками, расположенными под кузовом, но большинство систем вторичного рынка устанавливаются непосредственно в багажник переоборудованного автомобиля.
Итак, вот такой у человечества выбор. Ни один из описанных видов топлива не доступен повсеместно, а также не является каким-то технологическим прорывом. Выбор всегда за вами!
Добавить комментарий