Если вы купили новую машину в течение последних нескольких лет, то велика вероятность, что одной из присутствующих на ней современных функций окажется система, выключающая двигатель при каждой остановке дольше 1-2 секунд.
Ее назвали «Старт-стоп» и провозгласили следующим лучшим изобретением в автомобильном мире после дворников и зеркал заднего вида. Некоторые автопроизводители даже называют ее «микрогибридной технологией».
Теоретически в системе «Старт-стоп» одни сплошные плюсы – начиная от уменьшения расхода топлива и заканчивая снижением вредных выбросов в атмосферу.
Как гласит официальная номенклатура, система «Старт-стоп» просто отключает двигатель внутреннего сгорания, не давая ему работать на холостых оборотах во время длительных остановок. Машина чудесным образом заводится, когда вы снимаете ногу с педали тормоза или выжимаете сцепление (на автомобилях с МКП).
Самые свежие автомобили осуществляют переход от «выкл.» к «вкл.» почти незаметно – за долю секунды. Вы и моргнуть-то не успеете...
Поскольку многочисленные запуски мотора в короткие промежутки времени взваливают непосильную ношу на традиционные стартеры, делая большой вклад в их преждевременную кончину, автомобили с системой «Старт-стоп» оснащены усиленными стартерами, специально предназначенными для работы в таких условиях.
У них также более продвинутые аккумуляторы, которые в некоторых машинах могут заряжаться посредством рекуперативного торможения. Отсюда и «микрогибриды», стоящие в общей иерархии на ступеньку ниже мягких гибридов и на две ступени ниже полноценных гибридов.
Некоторые автопроизводители вместо усиленного стартера применяют так называемый интегрированный стартер-генератор, но смысла это не меняет. Обе версии функционируют похожим образом и призваны достичь одной цели – сэкономить топливо в дерганом городском трафике.
Все это конечно очень здорово, особенно если учесть, что эта технология не является дорогостоящей и весит гораздо меньше, чем все «приблуды», спрятанные под капотом полноценного гибрида. Но все ли так фантастично, как нам рассказывают автопроизводители?
В современных машинах чрезвычайно много электроники и потребителей электроэнергии, которым необходим постоянный ток, чтобы продолжать работать, особенно когда мотор – основной дистрибьютор вольтов в аккумулятор – заглушен. Фары, климат-контроль, аудиосистема, даже подушки безопасности не будут работать без энергии. Поэтому аккумуляторы в машинах с системой «Старт-стоп» испытывают очень сильную нагрузку.
Вы, вероятно, скажете, что в каждой компании есть тысячи инженеров, которые обязательно об этом подумали. Наверное так оно и есть, но не будем забывать одну вещь: каждый бренд – это бизнесмен, и его основная задача – продать. При чем продать много! На дворе XXI век, и никто не собирается делать автомобили, которые живут десятилетиями, как это было в старые-добрые времена.
Дальше – больше. Большинство современных машин оснащены турбомоторами (также во имя эффективности), и вы наверняка знаете, как сильно турбины нагреваются под нагрузкой. Старики помнят, что раньше в каждом руководстве по эксплуатации турбированной машины был пункт, призывающий водителей дать моторам примерно минуту поработать на холостом ходу, чтобы после энергичного вождения дать турбине остыть.
Конечно многие новые автомобили имеют шарикоподшипниковые турбины, у которых и масляное, и водное охлаждение. Следовательно, нагревание меньше, и риск коксования масла при горячем отключении минимален, но он все равно существует. Поэтому мы не думаем, что наличие системы «Старт-стоп» на агрессивно «обтурбированных» моделях типа BMW M или Mercedes AMG – это хорошая идея, которая продержит машину в отличном рабочем состоянии много-много лет.
Ну и напоследок: даже если у вас атмосферный мотор под капотом, проблема долговечности никуда не уходит. Обычный мотор за весь свой срок службы рассчитан на 50-100 тысяч запусков. На машине, оснащенной «Старт-стоп», за этот же период будет около миллиона циклов.
Когда мотор работает, коленвал и большинство рабочих поверхностей не соприкасаются, так как они отделены друг от друга очень тонкой масляной пленкой. Во время остановки двигателя большинство металлических поверхностей внутри начинают соприкасаться и делают это до тех пор, пока мотор не будет запущен снова. Во время этого короткого промежутка времени между «выкл.» и «вкл.» происходит самое высокое трение, очень увеличивающее износ.
Итак, вы предпочтете усиленный износ узлов и агрегатов или жалкие 5-10% экономии топлива? Каждый пусть решает за себя. Скажем лишь, что когда мы берем автомобили на тест, мы выключаем систему «Старт-стоп» в 80% случаев. А ведь это даже не наши личные машины...
Добавить комментарий