В минувший уикенд на подмосковной трассе под Волоколамском прошел шестой этап Deutsche Tourenwagen Masters. DTM, чтобы понятнее. На сегодня это, пожалуй, самая совершенная с технической точки зрения кузовная серия, которую нередко называют кузовной формулой.
В настоящий момент DTM – арена выяснения отношений меду Audi, BMW и Mercedes. Чемпионат пилотов и конструкторов. Но полет фантазии последних довольно жестко ограничен техническим регламентом, цель которого – не допустить гонку вооружений. Именно непомерные бюджеты стали причиной кризиса DTM в девяностых годах. Все автомобили строятся вокруг стандартизированного углепластикового монокока со стальным каркасом безопасности. В DTM применяется единый блок «коробка передач-дифференциал», который используется всеми производителями. У всех машин одинаковое заднее антикрыло с регулируемым углом атаки (5-20 градусов), одинаковый блок управления двигателем Bosch, который каждая команда вправе программировать по своему усмотрению. Плюс – моношина (Hankook 300/680 R18 спереди и 320/710 R18 сзади) и единый производитель тормозных колодок и суппортов AP. Больше всего свободы остается в части аэродинамики и моторов. Правда, в первом случае обвес нельзя дорабатывать в течение всего сезона, а моторы у всех – это четырехлитровые V8 с развалом блока 90 градусов мощностью порядка четырехсот пятидесяти сил.
Вот и получается, что машины максимально приближены по своим характеристикам. А, значит, борьба в пелотоне максимально плотная. Только подумайте – в квалификации воскресной гонки на MRW последний результат Мартина Томчика оказался всего на 0,868 секунды хуже обладателя поула Майка Рокенфеллера. А первая десятка уложилась в 0,146 секунды! Это, простите за патетику, уровень. Я искренне люблю Российскую серию кольцевых гонок, но DTM и РСКГ это как мисс Вселенная по сравнению с первой красавицей твоего университета.
Но одно дело – смотреть со стороны, и совсем другое – ощутить на себе. Нет, нам не дали протестировать автомобиль DTM (и это, поверьте, к лучшему!), но посчастливилось стать пассажиром гоночного такси Audi RS5 DTM с Сергеем Афанасьевым за рулем. Конечно, Сережа ехал не на полную и был весьма аккуратен. Но даже в таком режиме автомобиль покоряет. Хотя аттракцион начался раньше. Залезть в болид DTM немногим проще, чем в лисью нору. Высота машины – 1150 мм, дверной проем чуть больше вентиляционной трубы, и начинается он где-то в районе колена. А порог, под которым спрятаны глушители, своей толщиной напоминает стены сталинских высоток. Внутри – клетка каркаса, а посадка в Audi RS5 DTM очень напоминает формулы, где выпрямленные ноги находятся выше задницы. Ассистент туго привязывает тебя шеститочечными ремнями безопасности, но ты этому только радуешься. Потому что примерно представляешь, что будет дальше.
Разгон до сотни занимает около трех секунд, за которые ты впечатываешься в спинку ковша чуть больше, чем полностью. За это время ты успеваешь вспомнить… Да ничего ты не успеваешь. Просто пытаешься понять, что, черт побери, происходит! И вроде знакомая трасса, ездил на ней не раз, причем на сопоставимых по мощности автомобилях. Но времени на то, чтобы подготовиться к очередному маневру, критически не хватает. Все, что ты можешь сделать – это упереться из всех сил ногами на очередном торможении. Эффективность замедления – вот, что шокирует больше всего. Хорошо, что на меня надели HANS, голова в шлеме просто повисает на ремешках, уберегая от визита к остеопату. Или нейрохирургу. Не представляю, как надо качать шею, чтобы справляться с такими перегрузками. Особенно когда торможение с 260 км/ч начинается за сто метров до поворота. Поначалу тебе кажется, что автомобиль феноменально устойчив. Но стоит Сереже хоть на лишний миллиметр нажать на газ при выходе из поворота, Audi RS5 DTM тут же норовит встать боком. Молниеносная коррекция рулем (который больше напоминает джойстик), выравнивание и снова газ. Да, детка, это DTM! Ни один гражданский спорткар не даст тебе таких ощущений. И не гражданский, впрочем, тоже. Я ездил на гоночных автомобилях российского чемпионата, но про Мисс Вселенную и девочку из университета вы уже прочитали.
После двух кругов тебя вытаскивают (залезать было проще, да) из Audi RS5 DTM, ты встаешь на подкашивающиеся ноги и думаешь: «Черт, а ведь пилотам за это еще и платят!». Но одно дело – прокатиться пассажиром пару кругов, и другое – ехать на протяжении часа, пытаясь показать лучшее время и обогнать соперников. И ты начинаешь смотреть на пилотов другими глазами. Да, эти ребята по-свойски общаются с тобой за завтраком, расспрашивают про Москву и рассказывают про то, как проводят свое свободное время. Которого у них, к слову, немного. Но ты понимаешь, что они не просто классные ребята, а настоящие борцы. Самого молодого пилота Audi Нико Мюллера так впору вообще называть универсальным солдатом. Ведь DTM – это две короткие гонки за уикенд, а Нико, как мы уже писали, смог выиграть 24-часовую гонку на Северной петле. Две абсолютно разных дисциплины. В первом случае ты максимально выкладываешься на протяжении сорока с небольшим кругов, а во втором тебе необходимо сохранять концентрацию на протяжении восьми часов, соблюдая при этом баланс между скоростью, стабильностью и оправданным риском. При этом ты понимаешь, что любая ошибка автоматически ставит крест на гонке твоих напарников. Эти люди настолько тонко, настолько точно чувствуют автомобиль и обладают такой феноменальной реакцией, что им можно только позавидовать.
И тем интереснее было смотреть на них в деле. Субботняя гонка для Audi сложилась не лучшим образом. Маттиас Экстрем столкнулся с Тимо Глоком, а лучший пилот четырех колец – Джейми Грин – стал четвертым. Победа досталась Паскалю Верляйну на Mercedes-AMG C63 DTM, а вторым и третьим стали пилоты на BMW M4 DTM, Марко Виттманн и Бруно Шпенглер. Но гонка в воскресенье обещала быть более результативной для Audi хотя бы потому, что Майк Рокенфеллер стоял на поуле и уже выигрывал гонку на MRW два года назад.
Смотреть старт DTM – особое удовольствие, в первую очередь, из-за звука. Представьте, как двадцать четыре гонщика практически одновременно открывают газ в пол. С симфонией двух десятков без малого пятисотсильных V8 мало что сравнится, даже гонки электрических пылесосов. Ой, простите, Формулы-1. Майк сумел отбить атаку Бруно Шпенглера на первом круге, создал комфортный отрыв и без особых проблем довел гонку до победы. Но мы-то знаем, что даже в таких относительно комфортных условиях пилотировать болид DTM ой как нелегко. Маттиас, наоборот, упустил вторую стартовую позицию, но после волны обязательных пит-стопов и красочной борьбы с Грином, Шпенглером и Мартеном смог обогнать последнего и зацепиться за третью ступеньку подиума. Вторым стал, собственно Шпенглер на BMW, которые за счет весового гандикапа в этот уикенд были легче Audi.
Здесь хотелось бы написать красочную фразу о том, что после финишного флага трибуны начали медленно пустеть. Но, к сожалению, трибуны не были полными в принципе. Обидно, потому что DTM – это поистине грандиозное действо, и мало какое спортивное событие может сравниться с ним по уровню организации и качеству борьбы. Конечно, авиашоу МАКС изрядно оттянуло на себя внимание москвичей. Да и грядущее 1 сентября сыграло не на руку организаторам. Остается надеяться, что в следующем году московский этап пройдет раньше. А он обязательно пройдет, контракт Moscow Raceway и DTM продлен до 2017 года. И это отличный повод для радости, друзья! Любите автоспорт!
Никита Ситников
Добавить комментарий