Современный автомобиль Формулы-1 - это один из самых технологически продвинутых механизмов в мире. Поэтому когда вы мчитесь на скорости под 300 км/ч, соревнуясь с такими мастерами, как Кими Райкконен или Фелипе Масса, у вас совершенно нет времени, чтобы отвлечься от руля и изменить какие-либо важные параметры управления болидом. Поэтому каждый элемент управления, каждый бит информации должен быть буквально на кончиках пальцев гонщика. Рулевое колесо современного болида Формулы-1 не имеет ничего общего с самим колесом, зато оно точно круче, чем ваш смартфон. Он представляет собой настоящий нервный центр автомобиля.
Болид имеет целую кучу параметров, которые могут быть изменены персонально водителем прямо на ходу. Конечно, инженеры команды получают всю необходимую информацию по телеметрии, но гонщик обязан иметь прямой доступ к большей части настроек, которые так или иначе влияют на ходовые характеристики болида. Такие параметры, как настройки дифференциала, состав и пропорции топливно-воздушной смеси и крутящий момент могут изменяться несколько раз по ходу одной гонки или даже круга. И все эти изменения в характеристиках болида должны быть доступны с обеими руками на руле, а глазами на трассе. Именно поэтому современный руль болида Ф-1 имеет 35 и более переключателей, кнопок, тумблеров и "крутилок". И конечно, дисплей! Как нетрудно догадаться, экранчик нужен не для настройки климат-контроля или эквалайзера. Кроме того, имеются два лепестка для переключения передач и третий для контроля сцеплением.
Экран модели PCU-8D, разработанный компанией McLaren Electronics выполнен в соотношении 4:3 и имеет разрешение 480х272. Кто-то скажет, что у его допотопной "нокии" и то круче, и окажется прав. Но этого экрана вполне достаточно для отображения более 100 страниц данных от оборотов мотора и температуры масла до времени на текущем круге и оставшегося количества кругов. В этом году в регламенте произошли радикальные изменения и многие команды вынуждены были по-прежнему использовать старую модель PCU-6D.
Если вы сядете в любой из серийных автомобилей, доступных в большинстве автосалонов мира, то без труда сможете разобраться, для чего нужна та или иная кнопка на руле или центральной консоли. Бывает даже так, что некоторые жалуются на перегруженность того или иного элемента интерьера кнопками. Посмотрели бы мы на вас, если бы вам дали порулить болидом Ф-1. Какую функцию выполняет та или иная кнопка, догадаться с первого раза рядовому водителю порой практически невозможно, даже если он регулярно устраивает покатушки по Мкадбургрингу на своей "Мазде Шесть".
Так зачем же нужны все эти кнопки? Фотография руля болида С33 команды Sauber, на котором выступают Адриан Сутиль и Эстебан Гутиеррес, и схема, опубликованная самими ребятами из этой команды, поможет нам разобраться в этом.
- Желтая кнопка N: переключает коробку в нейтраль с 1-й и 2-й передач;
- Переключатель BRKBAL (brakebalance): настраивает баланс тормозов между осями автомобиля;
- Черная кнопка Box: подтверждает намерение пилота отправиться в боксы%
- Голубая и оранжевая кнопки S1/S2: программируемые кнопки для быстрого доступа к запрограммированным функциям;
- Вращающийся переключатель Entry: изменяет параметры дифференциала при вхождении в повороты;
- Оранжевый и зеленый переключатели BRK-/BRK+: быстро меняет настройки баланса тормозов с установок BRKBAL на запрограммированные для этих переключателей;
- Круговой переключатель IGN: настройка опережения зажигания;
- Белая кнопка ACK: сохраняет внесенные изменения;
- Круговой переключатель PREL: простое переключение настроек дифференциала;
- Красная кнопка Oil: перекачивает масло из вспомогательного бака в основной;
- Черная кнопка BP (BitePoint): запуск механизма поиска оптимальной точки сцепления;
- Кнопка DRS: активирует систему снижения сопротивления воздуха, опуская заднее крыло;
- Красная кнопка PL: активирует ограничитель скорости на пит-лейне, не позволяя разогнаться;
- Черная кнопка R: активирует радио для важных переговоров;
- Круговой переключатель SOC: управление режимом работы системы рекуперации энергии (накапливание или расход);
- Круговой переключатель Pedal: изменяет настройки педали акселератора, позволяя менять ее чувствительность;
- Круговой переключатель Fuel: управление расходом топлива;
- Черная кнопка OT: активирует различные режимы производительности, помогая пилоту при обгонах и обороне;
- Круговой переключатель Tyre: сообщает бортовому компьютеру и другим системам, какой тип резины используется в данный момент и каково состояние ее изношенности. Отдельные режимы автоматически зажигают сигнальный фонарь в задней части болида;
- Две кнопки BBal- и BBal+ по разные стороны руля: точная настройка баланса тормозов.
Существует также MFRS, или многофункциональный круговой переключатель, который необходим пилоту и инженерам для настройки систем, которые не требуют отдельных кнопок. В их список входят: режимы работы мотора (PERF), ограничитель оборотов (ENG), пропорции топливно-воздушной смеси (MIX), настройка турбокомпрессора (TURBO), настройка работы дифференциала на выходе из поворотов (VISCO), настройка генератора мотора при торможении (BRK) и при дополнительном ускорении (BOOST), опции на передней панели (DASH), круиз-контроль (CC) (отключен во время квалификации и гонки), тип переключения передач (SHIFT), задание оптимальной точки сцепления (CLU).
Есть и белые кнопки -10/+1: они позволяют быстро переключаться между режимами, "запомненными" в MFRS.
Это лишь приблизительное описание того, что умеет делать руль. Конечно, существует еще целая тонна функций, не описанных в нашем материале. К примеру, ни слова не сказано о сотнях страниц информации, которая выводится на дисплей. И да, каким бы продвинутым ни был, в нем по-прежнему отсутствует гудок.
Добавить комментарий