Рейтинг@Mail.ru
Читайте нас в Дзене: zen.yandex.ru/autoutro zen.yandex.ru/id/5ac2783fdcaf8ec068a940dd
Главная / Обзор / AMC: четыре пули, убившие компанию

AMC: четыре пули, убившие компанию

Вечером 17 ноября 1986 года на пороге собственного дома в Париже четырьмя выстрелами в голову и грудь был убит Жорж Бесс, крупный французский предприниматель. Гибель Бесса стала началом конца American Motors Corporation.

Эта компания, более известная под аббревиатурой AMC, во времена своего расцвета мало чем отличалась от знаменитой американской тройки Ford, General Motors и Chrysler. Как и эти три гиганта, AMC разросся за счет приобретения более мелких и финансово менее состоятельных брендов, которые, словно ручейки реку, питали американского автопроизводителя. Например, у GM были Chevrolet, Pontiac и Oldsmobile, а у AMC - Jeep, Rambler и Nash. Кроме того, продавались автомобили и непосредственно под брендом AMC, например, AMC Javelin.

Однако к середине семидесятых, после грянувшего топливного кризиса, у компании начались серьезные финансовые проблемы. Сложились условия "идеального шторма", в которых сохранить компанию на плаву оказалось практически невозможно: спад экономики, неграмотная управленческая политика и отсутствие потенциала у модельного ряда. Завод AMC в Висконсине был самым старым в стране и не соответствовал требованиям производства той эпохи. Установка разных узлов автомобиля проходила на разных предприятиях, разбросанных по всему городу, что тоже не сказывалось на эффективности производственного процесса. Полноразмерные дорогие и прожорливые модели, такие как AMC Ambassador, были выпущены аккурат в разгар топливного кризиса, и, разумеется, популярности не снискали.

AMC: четыре пули, убившие компанию

AMC попытался было догнать тенденции рынка и на скорую руку слепил небольшой AMC Pacer. Хэтчбек получился заметно экономичнее того же "Амбассадора", но его рядная "шестерка" все равно была прожорливее, чем моторы японских малолитражек, активно наводнявших рынок. К тому же он был крайне дорог в производстве, сыроват в мелочах и обладал весьма спорной внешностью. За 1976 и 1977 годы убыток компании составил сумму, эквивалентную современным 300 миллионам долларов. Доля рынка рухнула до 2 процентов, и единственным брендом, который хоть как-то тянул компанию, оставался Jeep. Однако в 1979 году продажи Jeep начали падать, и AMC остался совсем без денег и кредиторов.

AMC: четыре пули, убившие компанию

AMC: четыре пули, убившие компанию

Компания начинает искать зарубежного покупателя (к слову, спустя 20 лет на такой же шаг пойдет и Chrysler). И такой покупатель нашелся: в 1980 году AMC становится собственностью французского концерна Renault, которым в тот момент управляло правительство Франции. Да, се ля ви: американский автопроизводитель фактически стал собственностью французского правительства.

Однако надо отдать должное Renault: французы оперативно принялись вытягивать AMC из трясины, устраняя бреши в финансировании и ошибки в управлении. Руководство полностью сменилось, производственный процесс был максимально оптимизирован, стоимость автомобилей снизилась. Чтобы как-то обозначить свое присутствие на американском рынке, Renault инициирует выпуск модели AMC/Renault Alliance, который по сути представлял собой французский компактный кабриолет американского производства.

AMC: четыре пули, убившие компанию

Однако в первой половине восьмидесятых компанию все равно продолжало лихорадить. Как и десять лет назад, AMC запаздывал с актуальным модельным рядом. Когда народу, загнанному топливным кризисом, требовались экономичные малолитражки, AMC делал полноразмерные модели с большими моторами. Когда компания начала производить компактные автомобили с разумным расходом топлива, страна уже оправилась от кризиса и снова захотела машины побольше.

В материнской Renault проблемный AMC напрягал все больше, и в руководстве французского автопроизводителя уже начали поговаривать, что надо либо инвестировать в предприятие крупную сумму денег на тотальное обновление модельного ряда, либо вообще избавляться от компании, причем второй вариант

куда менее проблемный. В этот самый момент Жорж Бесс и вступил в игру.

Бесс был весьма талантливым предпринимателем, сколотившим состояние на индустрии телекоммуникаций и производстве урана. В 1985 году он возглавил Renault и с первых дней в новой должности всерьез принялся реформировать компанию. Первым делом Бесс сократил сразу 21 000 человек, а высвободившиеся средства вложил в AMC. Он действовал жестко, решительно, не сомневаясь в верности выбранной стратегии. Предугадав бурный рост популярности сегмента внедорожников и кроссоверов, Бесс активно начал финансировать бренд Jeep. Спустя 20 месяцев после прихода Жоржа Бесса компания AMC впервые за долгие годы принесла

прибыль.

Но Бесса любили далеко не все. У предпринимателя было много врагов, как минимум - та двадцать одна тысяча рабочих заводов Renault, которых он уволил.

Вечером 17 ноября 1986 года Бесс вышел из машины у своего дома. До входной двери он дойти не успел: четыре огнестрельных ранения в голову и грудь убили его на месте. Убийц поймали три месяца спустя. Их оказалось четверо: Натали Менигон, Жоэль Оброн, Жан-Марк Руийян и Жорж Киприани. Впоследствии на суде они скажут, что убийство было актом мести за проведенные Бессом массовые увольнения.

Вместе с Бессом погибли и надежды AMC на возрождение. Новый руководитель,Реймонд Леви, не поддерживал стратегию предшественника и настоял на продаже AMC. Полгода спустя Renault отказался от компании в пользу концерна Chrysler, который не преминул превратить AMC в свое подразделение Jeep-Eagle. Jeep в итоге

вполне успешно сохранился и до наших дней. По сути, в середине восьмидесятых компания AMC жила усилиями и инициативой лишь одного человека. И четыре пули положили конец не только человеческой жизни, но и некогда крупной американской компании с богатой историей.

AMC: четыре пули, убившие компанию

Поделиться

Добавить комментарий

авторизaция для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь или войдите через

Автоблог

ВходРегистрация