Скандинавия. Мерзлая земля самых безопасных и инновационных автомобилей в мире. Еще в 1930-х годах скандинавский дизайн начал свое движение в поисках той самой идеальной формы, за которой и по сей день многие школы автомобильного дизайна гонятся впустую. Так уж сложился быт в Скандинавии, что вся культурная политика государств была направлена на комфорт и удобство народа. Нам остается только позавидовать.
Скандинавский дизайн не допускает ничего лишнего; ни одна линия, ни один изгиб не сделаны просто так, без цели. Все имеет свою функцию, свое предназначение. Кажущаяся простота на деле оборачивается лаконичностью и гармоничностью, граничащими с совершенством.
Если у большинства Швеция ассоциируется с могущественным мебельным брендом, то автомобилистам о Швеции напоминают слова Volvo и Saab. Последний не так давно покинул нас, не оставив выбора целой касте автолюбителей, предпочитающих простые, красивые, безопасные и функциональные машины. Но чем нам запомнился Saab? Речь идет о той марке, что собирала когда-то истребители, а не о полуживом мертвеце, тело которого принадлежит ныне шведско-китайской компании NEVS. Они выпустили на рынок не так много по-настоящему хороших машин, но в чем они были безусловно сильны, так это в дизайне.
В 2006 году на Женевском автосалоне шведы представили публике настоящий апогей скандинавского дизайна. Saab Aero X словно был отлит из жидкого льда и покрыт побелкой инея. Холодный и мощный силуэт этого гиганта невозмутимо внушал уважение. Этот тот редкий случай, когда автомобиль смотрится по-настоящему солидно и стильно, но при этом преспокойно обходится без напыщенной агрессивности, которую многие современные дизайнеры эксплуатируют по полной, чтобы их машины выглядели более привлекательно.
Концепт Aero X с его абсолютно авиационным фонарем обеспечивал водителю чуть ли не 180-градусный обзор, ведь у него совершенно не было передних стоек. Этот гениальнейшей простоты автомобиль был результатом скрещивания самолета и спорткара. Надо отметить, что получилось у шведов просто блестяще! Настолько, что даже ребята со стенда напротив были вынуждены это признать. На секундочку, на том стенде стоял Ferrari 599 GTB.
Главной особенностью Aero X являлась верхнеподвесная дверь. Нет, шведы были далеко не первыми, кто использовал такую конструкцию. Те же инженеры Ferrari в 1970 году представили концепт 512 S Modulo, который больше походил на летающую тарелку, чем на автомобиль. А вот пример Maserati более удачен в плане визуализации: Birdcage 75th выглядел действительно стильно и агрессивно. Но у него был один существенный недостаток – из-за его стеклянной крыши-фонаря внутри создавался парниковый эффект. Вот уж действительно истребитель. Многие, кому повезло прокатиться на нем, отмечали, что приходилось держать кабину немного приоткрытой, чтобы хоть как-то проветривать салон. В это сложно поверить, но у него не было кондиционера.
Верхнеподвесная дверь Saab Aero X представляет собой сложнейший механизм, который отнял у инженеров и механиков не одну неделю жизни. Но их работа того стоила – наблюдать за процессом открытия и закрытия кабины автомобиля можно вечно. Это зрелище из разряда тех, что никогда не наскучат. С тем же успехом можно смотреть на огонь костра. Сначала небольшие боковые панели, заменяющие традиционные двери, выходят из своих пазов, и следом огромное ветровое стекло, растянувшееся от борта до борта единым стеклянным пластом, поднималось и выезжало вперед вместе с крышей, обнажая двухместную кабину пилота.
Массивная передняя часть оснащена составной головной оптикой со светодиодными огнями, которые в далеком 2006 году были еще на пике моды. Концепт стоял на колоссальных колесах разного диаметра: передние – 22 дюйма, а задние – 23. Полированные диски возвращали нас в те времена, когда Saab действительно штамповал истребители – они напоминают реактивные двигатели. Сочетание авиационной и автомобильной тематики в этом концепте зашкаливало.
Представленная на женевском автосалоне модель, оснащалась 12-цилиндровым V-образным монстром объемом 6,8 литра и мощностью 800 лошадиных сил. Главной особенностью этого мотора было топливо: он работал на био-этаноле. Переключение передач осуществлялось с помощью механической семиступенчатой трансмиссии с подрулевыми лепестками. Разгон до сотни с места был заявлен на уровне 3,9 секунды, а максимальная скорость достигала отметки в 420 км/ч. Благодаря особой конструкции шасси и передней подвески, клиренс автомобиля мог быть настолько низким, насколько это было нужно.
Несмотря на столь смелые характеристики, представленного на автосалоне концепта, следующие версии машины, показанные журналистам, были оснащены более скромными двигателем и коробкой передач: 400-сильный мотор V-6 и автоматическая коробка передач с двумя сцеплениями. Тем не менее, об этом герое ледяных земель отовсюду слышны были лишь восторженные отзывы. Каждый материал об этой воплощенной мечте шведских инженеров неизменно заканчивался строками сожаления о том, что этот концепт так и не будет пущен в серию.
Однако, в марте 2010 года Виктор Мюллер, исполнительный директор производителя спорткаров Spyker, заявил, что до сих пор находится под впечатлением от Aero X и считает, что «он заслуживает быть построенным» только из-за чистоты и беспримесности своего дизайна. Кстати, эта новость проскочила именно в тот момент, когда Spyker намеревался выкупить страдающий Saab, но, как мы сегодня уже знаем, ничем хорошим для обеих компаний это не закончилось.
Очень жаль, что этот авиамобиль так и не стал серийным. Он мог бы посоперничать даже с Bugatti Veyron за звание быстрейшего. Но, к великой печали, этим мечтам не суждено было сбыться. Saab сейчас находится в коме и мысли сотрудников сегодня совсем не о постройке гиперкаров на биоэтаноле. У китайцев и шведов сегодня голова болит о том, как бы наладить новое производство обновленных автомобилей. Слухи твердят, что в скором времени мы можем увидеть обновленные и электрифицированные 9-3 и 9-5. Но это всего лишь обычные машины. Saab Aero X, похоже, навсегда останется всего лишь концептом, которому не было суждено превратиться в великолепный во всех отношениях автомобиль.
Добавить комментарий