Рейтинг@Mail.ru
Читайте нас в Дзене: zen.yandex.ru/autoutro zen.yandex.ru/id/5ac2783fdcaf8ec068a940dd
Главная / Обзор / Что должно быть у настоящего кроссовера

Что должно быть у настоящего кроссовера

Вы когда-нибудь задумывались, как расшифровывается всем известная аббревиатура SUV? В английском языке есть понятие "sport utility vehicle", переводящееся как "транспортное средство повышенной проходимости, предназначенное для активного отдыха". Но сегодняшние потребители уже не могут четко объяснить, что такое кроссовер. А ведь внедрение на мировой рынок этого класса в свое время считалось прорывом в автомобилестроении. И все-таки, есть ли какая-то яркая отличительная черта, увидев которую можно с точностью определить, что перед тобой не что иное как кроссовер?

Считается, что кроссоверы появились благодаря желанию американцев иметь машину, в которую с легкостью можно впихнуть холодильник, пару-тройку телевизоров или даже небольшую корову. К родоначальникам нового класса относят AMC Eagle, производство которого стартовало в 1980 году. Однако существует и другое мнение, приписывающее кроссовер-лавры отечественному "Москвичу" 410/411/431 (полноприводной версии "Москвича" 402), который увидел свет гораздо раньше, в 1957 году, и стал первой в мире машиной, сочетающей в себе проходимость внедорожника и комфорт и устойчивость легкового автомобиля.

Сам термин "кроссовер" (в переводе на русский, "переходный") впервые употребили только в начале 90-х, причем применительно к машинам, которые сегодня именуются внедорожниками. А все потому, что в то время не было такого понятия как полугрузовая платформа body-on-frame, которая рассчитана под легковую езду. До 2000-х годов автомобили для повседневного, городского вождения, строились преимущественно на легковых платформах, в то время как модели с полным приводом, адаптированные для езды по бездорожью, основывались на платформах грузовых. И только после 2000 года, когда международный рынок диверсифицировался под спортивно-приводные семейные автомобили, понятие кроссовер стало распространяться по миру. Представители нового класса, отличающиеся от моделей внедорожного семейства собственной полугрузовой платформой, а также салоном, адаптированным под универсал, притом, что кузов создан как литая конструкция (monocoque), а не сборочная, получились гораздо более прочными, чем городские легковушки, и практически такими же выносливыми, как полноценные внедорожники.

Но неужели наличие сочетания monocoque/body-on-frame является определяющим в присвоении полноприводному авто статуса кроссовера? Давайте проанализируем несколько примеров.

Fiat Panda

Родине прожорливых внедорожников, Америке, со своими широкими дорогами, дешевым топливом и обилием железа никогда не понять, зачем Европейским странам нужны супер-компактные кроссоверы. И ни одно государство не желало создания крошечного 4Х4 столь горячо, как этого хотела Италия.

Что должно быть у настоящего кроссовера
Fiat Panda

Пока британцы разрабатывали Range Rover, итальянцы трудились в поте лица, чтобы построить маленькую полноприводную машинку, способную энергично кататься по извилистым горным дорогам. У этого автомобиля никогда не было большого дисплея на центральной консоли, и он едва ли мог отбуксировать нечто более тяжелое, чем резиновую лодку. Речь идет конечно же о Fiat Panda, машине, разработанной на легковой платформе Fiat Type Zero специально для жителей сельской местности. В отличие от американцев, засовывающих половину своих домов в гигантские пикапы, итальянцы мечтали лишь о том, чтобы у них было транспортное средство, на котором можно перевезти пару ящиков помидоров в соседнюю деревню. И Panda, оснащенная 1,0-литровым двигателем мощностью 50 л.с. предоставила им такую возможность. Хотите верьте, хотите — нет, но именно этот автомобиль 3650 мм в длину в 2012 году удостоился премии "Кроссовер года по версии Top Gear". Похожие габариты имеет только один европейский автомобиль — Volkswagen Cross Up!, но он не выпускается в полноприводном варианте.

Suzuki X-90 и Jimny

Японцы не меньше итальянцев преуспели в создании маленьких кроссоверов. И одним из доказательств этого факта является Suzuki X-90, построенный в период с октября 1995 года по май 1997 года. Оснащенная T-образным съемным верхом двухместка быстро нашла своих поклонников. В длину кроссовер-малютка был равен 3700 мм, а в ширину не превышал 1700 мм. В движение X-90 (весом в 1,1 тонну) приводил 1,6-литровый мотор, работающий в паре с пятиступенчатой механической коробкой.

Что должно быть у настоящего кроссовера
Suzuki X-90

Однако вышеописанная модель годится лишь на закуску перед вкушением главного блюда японской автокухни с приставкой мини. В 1968 году компания Suzuki, до этого производившая только микролитражки, решила пойти на инженерный подвиг и выпустила кроссовер под именем LJ10 (ныне известный как Jimny). Отличительными особенностями автомобиля стали примитивные кузовные панели, единственное плоское лобовое стекло, откидывающееся вперед, наружные замки-пружинки на капоте и цепочки вместо дверей. Но все эти неудобства с лихвой компенсировало наличие у LJ10 постоянного полного привода, независимой рессорной подвески и довольно солидной рамы при том, что весил он всего 600 кг, а длина колесной базы составляла 1930 мм. Под капотом расположился маленький двухцилиндоровый 2-тактный двигатель объемом 0,36 литра мощностью 25 л.с.

Что должно быть у настоящего кроссовера
Suzuki LJ10 (Jimny)

Максимальная скорость SUV составляла всего 75 км/ч, однако это не помешало кроссоверу быстро завоевать популярность на внутреннем рынке, а несколькими поколениями позже разойтись по миру.

Toyota RAV4

"Не такой уж он и компактный!" — возразите вы. Не забывайте, что популярная модель, которую мы знаем сегодня, как минимум на метр длиннее трехдверки, созданной в 1994 году. Не упомянуть про RAV4 нельзя еще и по той простой причине, что он является первой в мире машиной, официально названной компактным кроссовером. Его название расшифровывается как "recreational active vehicle", т.е. автомобиль для активного отдыха. И именно он, с тремя дверями, независимой подвеской, укомплектованный достаточно небольшим двухлитровым двигателем, запустил волну всеобщей "кроссоверизации". А вышеперечисленные производители и многие-многие другие, создавшие до появления RAV4 полноприводные машины с высоким клиренсом на основе легковушек, только некоторое время спустя поняли, что сделали ни что иное как recreational active vehicle (смотри sport utility vehicle). И так, независимо от размеров и платформ в автомобильных СМИ появился забавный парадокс — кроссоверами постфактум стали именовать то, что появилось задолго до возникновения самого понятия "кроссовер".

Что должно быть у настоящего кроссовера
Toyota RAV4

В наши дни всеобщая путаница при классификации SUV уже неизбежна. И все потому, что в современном мире таких транспортных средств развелось слишком много. Все, начиная от вместительного фургона и заканчивая небольшим купе, производители с гордостью называют "кроссовер", а чтобы самим не запутаться, что SUV, а что — не SUV, они придумывают сочетания букв типа SAV, SAC и тому подобные, только суть от этого не меняется…

Поделиться

Добавить комментарий

авторизaция для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь или войдите через

Автоблог

ВходРегистрация