Политика играет большую роль, когда дело касается крупных автопроизводителей. Спасение GM и Chrysler, инициированное президентом-республиканцем Джорджем Бушем и продолженное его преемником демократом Бараком Обамой, было исключительно политическим решением.
Большая часть европейских правящих верхушек в настоящее время сталкивается с такой же проблемой в связи с долговым кризисом, опустившим на дно рынок новых автомобилей. Французское правительство уже профинансировало PSA Peugeot Citroen. Итальянцы боятся, что Fiat, чьи заводы уже работают ниже минимальной мощности из-за отсутствующего спроса, может вынужденно закрыть часть из них.
Автомобильные эксперты считают, что это неизбежно. Аналитики Deutsche Bank подчеркивают, что строительства двух новых компактных кроссоверов (один для Fiat и один для Jeep) на заводе в Мелфи недостаточно. Чтобы выйти из убытка, Fiat должен урезать 700 000 автомобилей в год - это более чем в два раза превышает производительность завода Мирафьори в Турине, равную 300 000 единиц.
Вот где вступает в игру политика. В сентябре прошлого года генеральный директор Fiat-Chrysler Серджио Маркионне встретился с премьер-министром Италии Марио Монти и заверил, что не собирается закрывать ни одну из своих операций в стране.
Маркионне не дурак. Он прекрасно знает, что простаивающие сборочные линии с каждым днем наносят все больше и больше ущерба его компании. "Недостаточное использование производственных мощностей вызвало у нас большие потери в Европе, что является недопустимым", - заявил Серджио 20 декабря на заводе в Мелфи, когда он вместе с Монти нажимал на красную кнопку, символизирующую начало инвестиций в размере 1 млрд евро в новый конвейер, где с 2014 года будут производиться два компактных кроссовера.
У Маркионне есть план, который, как он верит, спасет компанию. "Есть моменты, когда нужно начать все с нуля. Мы решили отойти от массовых автомобилей в пользу более престижных сегментов".
Вместо того чтобы сокращать европейское производство на 700 000 автомобилей, Маркионне планирует увеличить его на 750 000 штук до 2 миллионов в течение последующих четырех лет с основным акцентом на рынки США, Китая и России, на плечи которых лягут 15% этого числа.
По сути Маркионне сейчас копирует страницу из учебника VW. Люксовые бренды немецкого концерна - Porsche, Audi и Bentley генерируют половину его прибыли. В похожей манере итальянец наметил 19 новых или рестайлинговых моделей, которые должны выйти в свет до 2016 года. Среди них - 9 Alfa Romeo и 6 Maserati.
"Существует значительная долгосрочная перспектива", - заявил Джон Касеса, старший управляющий директор инвестиционного посредника Guggenheim Partners. - "У нас двадцатилетние проекты. Это значит, что речь идет о трех, четырех или даже пяти циклах продукта, и делать их нужно хорошо из года в год".
Джузеппе Берта, профессор университета Боккони в Милане, который написал несколько книг о Fiat, верит, что политика может повлиять на успех или провал этой стратегии. "Продвижение в люкс-сегмент может и правильный выбор, но политическая нестабильность будет довлеть над планом Маркионне. Сокращение своего потенциала в стране окажется неизбежным для итальянского автопроизводителя".
Закрытие завода будет стоить около 600 миллионов евро. Оно может привести к забастовкам или даже вспышкам беспорядков в стране, что, откровенно говоря, является последним, чего желает любое правительство, особенно на фоне ситуации в Европе прямо сейчас.
Итак, Маркионне делает ставку на свой план при поддержке политиков, однако еще предстоит выяснить, принесет ли он предполагаемый финансовый результат.
Добавить комментарий